Криминалистическое исследование почерка — различия между версиями
Материал из CrimLib.info
Ædroth (обсуждение | вклад) |
Ædroth (обсуждение | вклад) (→Положение знаков переноса) |
||
(не показано 8 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | |||
− | |||
− | |||
'''Почерк''' — основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе навыков (ФДКН) и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений. | '''Почерк''' — основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе навыков (ФДКН) и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений. | ||
− | В криминалистике под письмом понимают объект исследования, включающий: | + | В криминалистике под '''письмом''' понимают объект исследования, включающий: |
− | а) письменную речь — совокупность языковых средств, использованных для письменного изложения мыслей, изучается автороведением; | + | а) [[Письменная речь|письменную речь]] — совокупность языковых средств, использованных для письменного изложения мыслей, изучается [[Автороведческая экспертиза|автороведением]]; |
б) почерк — характеризующий графическую технику письма, изучается почерковедением. | б) почерк — характеризующий графическую технику письма, изучается почерковедением. | ||
==Свойства почерка== | ==Свойства почерка== | ||
− | К основным свойствам почерка, существенным для его экспертно-криминалистического исследования, | + | К основным свойствам почерка, существенным для его экспертно-криминалистического исследования, относятся: |
− | + | '''1. Индивидуальность''' почерка — идентификационное качество, состоящее в неповторимости совокупности признаков почерка конкретного человека, отражающейся в единстве анатомических, физиологических и психических свойств. В основе формирования почерка лежит письменно-двигательный навык — система регулятивных процессов, сложившихся в индивидуальном опыте человека и позволяющих устойчиво и стандартно выполнять определённые действия. Индивидуальность почерка человека, у которого уже сформировался письменно двигательный навык, выражается в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях по отношению к стандартной прописи. | |
− | + | Индивидуальность, формируемая, как правило, к 16—17 годам, складывается из '''субъективных и объективных''' факторов. | |
− | + | Из числа первых основную роль в формировании письменно-двигательного навыка при обучении письму играют: | |
+ | *анатомические особенности пишущего (''строение руки, строение глаз, особенности зрения и др.''); | ||
+ | *психофизиологические особенности (восприятие письменного знака). Это сложный, длительный процесс, в основе которого лежит формирование слухоречедвигательного и зрительного представлений о письменных знаках. | ||
− | К обстоятельствам объективного характера относятся посадка исполнителя | + | К обстоятельствам объективного характера относятся: |
+ | *посадка исполнителя; | ||
+ | *другие условия письма; | ||
+ | *методика обучения письму. | ||
+ | ---- | ||
− | '''Динамическая (относительная) устойчивость''' — идентификационное качество, состоящее в воспроизводимости (повторяемости) признаков почерка и их сохраняемости в пределах идентификационного периода при письме в различных условиях. | + | '''2. Динамическая (относительная) устойчивость''' — идентификационное качество, состоящее в воспроизводимости (повторяемости) признаков почерка и их сохраняемости в пределах идентификационного периода при письме в различных условиях. |
− | Устойчивость почерка означает его | + | |
+ | Устойчивость почерка означает его определённую стереотипность (стабильность во времени) и сохраняемость (устойчивость относительно различного рода сбивающих факторов). Обычно почерк полностью стабилизируется к 25 годам. | ||
На изменение почерка влияют следующие факторы: | На изменение почерка влияют следующие факторы: | ||
+ | *Естественные — ''возрастные, непривычные условия, необычные пишущие принадлежности, состояние пишущего и др.''. | ||
− | + | *Искусственные — маскировка и имитация. Маскировка может быть произведена путём ''замены пишущей руки, изменения шрифта (печатный, чертёжный), замедления или увеличения скорости и др''. Имитация — это подражание почерку другого лица. | |
− | + | *Патологические изменения возникают в результате болезней и травм (''расстройства психики, потеря руки и т. п.''). | |
− | + | *Вариационность — устойчивое видоизменение параметров однотипных движений при письме, являющееся следствием приспособления почерка к определённым условиям выполнения конкретной рукописи. Вариационность признака почерка — это наличие в рукописи одного человека разных вариантов признака, отражающих одну и ту же его характеристику (''напрмиер, написание "т" прописью и печатно''). | |
+ | ---- | ||
− | + | '''3. Избирательная изменчивость''' — свойство, отражающее отклонения в деятельности функциональной двигательной системы пишущего, которые избирательно возникают при воздействии на процесс письма сбивающих факторов. | |
− | + | ||
− | '''Избирательная изменчивость'''— | + | |
==Судебное почерковедение== | ==Судебное почерковедение== | ||
− | '''Судебное почерковедение''' — это отрасль [[ | + | '''Судебное почерковедение''' — это отрасль [[Криминалистическая техника|криминалистической техники]], изучающая почерк и закономерности его судебно-экспертного исследования. |
+ | |||
+ | '''Объектом''' судебного почерковедения является почерк и практика его экспертного исследования. | ||
+ | |||
+ | '''Предметом''' судебного почерковедения являются: | ||
* закономерности формирования и изменения функционально-динамического комплекса навыков (ФДКН), лежащего в основе почерка и отражающего деятельность исполнителя при подготовке рукописи; | * закономерности формирования и изменения функционально-динамического комплекса навыков (ФДКН), лежащего в основе почерка и отражающего деятельность исполнителя при подготовке рукописи; | ||
− | * закономерности экспертного исследования почерка (методы, методики решения задач СПЭ), т.е. закономерности, отражающие деятельность эксперта при исследовании рукописи. | + | * закономерности экспертного исследования почерка (методы, методики решения задач СПЭ), т. е. закономерности, отражающие деятельность эксперта при исследовании рукописи. |
===История судебного почерковедения=== | ===История судебного почерковедения=== | ||
Строка 46: | Строка 54: | ||
Однако подлинно научным направлением развития почерковедения становится '''приметоописательное''' направление. Его основоположником является [[Бертильон, Альфонс|Альфонс Бертильон]], который в 1887 г. предложил в статье «Сравнение почерков и графическая идентификация» перенести на процесс почерковедческого исследования принципы описания человека по разработанному им методу [[Словесный портрет|словесного портрета]]. | Однако подлинно научным направлением развития почерковедения становится '''приметоописательное''' направление. Его основоположником является [[Бертильон, Альфонс|Альфонс Бертильон]], который в 1887 г. предложил в статье «Сравнение почерков и графическая идентификация» перенести на процесс почерковедческого исследования принципы описания человека по разработанному им методу [[Словесный портрет|словесного портрета]]. | ||
− | Родоначальником '''графометрического''' метода считается Эдмон Локар, применивший измерительный метод в исследовании почерка. Метод сводился к измерению ряда | + | Родоначальником '''графометрического''' метода считается Эдмон Локар, применивший измерительный метод в исследовании почерка. Метод сводился к измерению ряда одноимённых характеристик почерка в сравниваемых рукописях, которые затем фиксировались на графиках и сопоставлялись между собой. |
− | Попыткой проникнуть в природу почерка, выявить закономерности его формирования становится графологическое | + | Попыткой проникнуть в природу почерка, выявить закономерности его формирования становится '''графологическое''' направление. [[Графология]] — это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью. Возникновение её связывают с именем итальянского врача Камилло Бальди («О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму», 1622). |
История судебного почерковедения в России неразрывно связана с именем [[Буринский Е. Ф.|Е. Ф. Буринского]]. Ему и принадлежит авторство термина "почерковедение". Он был первым криминалистом, начавшим разрабатывать основы судебно-почерковедческой экспертизы с позиций естественных наук. Свои взгляды на почерк Е. Ф. Буринский изложил в работе «Судебная экспертиза документов» (1903), где он пишет о почерке | История судебного почерковедения в России неразрывно связана с именем [[Буринский Е. Ф.|Е. Ф. Буринского]]. Ему и принадлежит авторство термина "почерковедение". Он был первым криминалистом, начавшим разрабатывать основы судебно-почерковедческой экспертизы с позиций естественных наук. Свои взгляды на почерк Е. Ф. Буринский изложил в работе «Судебная экспертиза документов» (1903), где он пишет о почерке | ||
как о «сложной функции многих переменных, между которыми первое место занимают анатомические и физиологические особенности пишущего». | как о «сложной функции многих переменных, между которыми первое место занимают анатомические и физиологические особенности пишущего». | ||
− | Для экспериментальных исследований в современный период характерен комплексный подход, предполагающий изучение как собственно почерковых закономерностей, так и структуры процесса экспертного исследования почерка, активное обращение к математическим методам и использование ЭВМ. Объективность экспериментальных исследований | + | Для экспериментальных исследований в современный период характерен '''комплексный''' подход, предполагающий изучение как собственно почерковых закономерностей, так и структуры процесса экспертного исследования почерка, активное обращение к математическим методам и использование ЭВМ. Объективность экспериментальных исследований растёт за счёт использования технических средств, расширяющих возможности эксперимента и позволяющих изучать динамические закономерности процесса письма, в особенности распределения нажима на пишущий прибор. |
===Методы почерковедения=== | ===Методы почерковедения=== | ||
− | + | '''1. Общенаучные''' методы используются во всех науках: | |
+ | *[[наблюдение]], | ||
+ | *[[измерение]], | ||
+ | *[[описание]], | ||
+ | *[[сравнение]], | ||
+ | *[[эксперимент]], | ||
+ | *[[моделирование]] и др. | ||
− | + | '''2. Частнонаучные''' методы — методы отдельных наук: | |
+ | *физиологии, | ||
+ | *психологии, | ||
+ | *физики, | ||
+ | *математики и др. | ||
− | + | '''3. Специальные''' методы: | |
+ | *графические (алфавитная разработка), | ||
+ | *инструментальные (использование специальной линейки при определении пола исполнителя рукописи), | ||
+ | *количественные (установление факта намеренного изменения почерка скорописным способом), | ||
+ | *машинные ([[дифференционно-идентификационный алгоритм]] — ДИА), | ||
+ | *качественно-описательный (раздельный [[анализ]] общих признаков и выделение диагностических признаков в исследуемой рукописи), | ||
+ | *комплексный (заключительная оценка результатов сравнительного исследования текстовых почерковых объектов). | ||
===Система почерковедения=== | ===Система почерковедения=== | ||
Строка 68: | Строка 92: | ||
===Классификация объектов исследования почерка=== | ===Классификация объектов исследования почерка=== | ||
− | + | 1. По составу: | |
+ | *текст и краткая запись могут иметь буквенный, цифровой либо смешанный (буквы и цифры) состав; | ||
+ | *подпись может быть буквенной, безбуквенной или смешанной транскрипции. | ||
− | + | 2. По объёму: | |
− | либо 1—7 цифр; подпись | + | *текст большого объёма (одна и более страниц); |
+ | *среднего объёма (от 10 слов до страницы); | ||
+ | *малого объёма (4—10 слов); | ||
+ | *краткая запись (одно-три слова либо 1—7 цифр); | ||
+ | *подпись информативная; | ||
+ | *малоинформативная; | ||
+ | *неинформативная. | ||
− | + | 3. По условиям выполнения: | |
+ | *рукописи, исполненные в обычных условиях; | ||
+ | *рукописи, исполненные в необычных условиях, не связанных с намерением изменить свой почерк; | ||
+ | *рукописи, исполненные необычным образом, связанным с умышленным изменением своего почерка. | ||
==Общие признаки почерка== | ==Общие признаки почерка== | ||
− | < | + | <youtube>gLHKgIFayXo</youtube> |
+ | |||
+ | '''Идентификационным''' признаком почерка следует считать особенность письменно-двигательного навыка, отображенную в рукописи и индивидуализирующую в комплексе с другими особенностями почерк конкретного лица. | ||
+ | |||
+ | Признак почерка считается '''диагностическим''', если он характеризует условия выполнения рукописи, влияющие на письменно-двигательный навык, и свойства личности писавшего. | ||
===Общие признаки, характеризующие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются=== | ===Общие признаки, характеризующие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются=== | ||
====Размещение самостоятельных фрагментов относительно среза листа, относительно основного текста или относительно друг друга==== | ====Размещение самостоятельных фрагментов относительно среза листа, относительно основного текста или относительно друг друга==== | ||
− | Признак контролируется зрительно и отражает навыки глазомерной ориентации пишущего при размещении фрагментов документа относительно: срезов листа бумаги, основного текста, других реквизитов документа и т.д. Данный признак учитывается при размещении: | + | Признак контролируется зрительно и отражает навыки глазомерной ориентации пишущего при размещении фрагментов документа относительно: срезов листа бумаги, основного текста, других реквизитов документа и т. д. Данный признак учитывается при размещении: |
* '''заголовков и обращений''': | * '''заголовков и обращений''': | ||
Строка 158: | Строка 197: | ||
− | * | + | *'''взаимно подписи и даты''': |
{|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | {|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | ||
Строка 180: | Строка 219: | ||
|} | |} | ||
− | |||
− | |||
− | |||
====Наличие или отсутствие полей, их размеры, форма и направление==== | ====Наличие или отсутствие полей, их размеры, форма и направление==== | ||
Поля — отступы пишущего: от вертикальных срезов листа бумаги до начала строк; от окончания строк до правых вертикальных срезов листа бумаги — вертикальные, также могут быть горизонтальные — сверху, снизу. | Поля — отступы пишущего: от вертикальных срезов листа бумаги до начала строк; от окончания строк до правых вертикальных срезов листа бумаги — вертикальные, также могут быть горизонтальные — сверху, снизу. | ||
+ | |||
{|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | {|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | ||
! colspan="3"|<center>'''Наличие и расположение полей'''</center> | ! colspan="3"|<center>'''Наличие и расположение полей'''</center> | ||
Строка 211: | Строка 248: | ||
|} | |} | ||
− | '''Размеры поля''' определяются расстоянием от начальных или заключительных движений в строках относительно левого (правого) среза листа бумаги, первой и последней строки относительно верхнего и нижнего срезов и бывают: большой — свыше 3 см, средний — от 1 до 3 см, малый — до 1 см. | + | '''Размеры поля''' определяются расстоянием от начальных или заключительных движений в строках относительно левого (правого) среза листа бумаги, первой и последней строки относительно верхнего и нижнего срезов и бывают: |
+ | *большой — свыше 3 см, | ||
+ | *средний — от 1 до 3 см, | ||
+ | *малый — до 1 см. | ||
− | '''Форма линии полей''' — линия левого поля образована соединением крайних левых точек начал строк; правого поля — соединением крайних правых точек окончаний строк. Форма линии | + | '''Форма линии полей''' — линия левого поля образована соединением крайних левых точек начал строк; правого поля — соединением крайних правых точек окончаний строк. Форма линии поля может быть: |
+ | *прямая (прямолинейная), | ||
+ | *дугообразная (выгнутая, вогнутая), | ||
+ | *ломаная (ступенчатая), | ||
+ | *извилистая. | ||
{|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | {|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | ||
Строка 229: | Строка 273: | ||
|} | |} | ||
− | '''Направление линии поля''' относительно вертикальных срезов может быть: левонаклонное, правонаклонное, без отклонений от вертикали. | + | '''Направление линии поля''' относительно вертикальных срезов может быть: |
+ | *левонаклонное, | ||
+ | *правонаклонное, | ||
+ | *без отклонений от вертикали. | ||
− | + | ====Наличие и размер или отсутствие абзацного отступа, «красной строки»==== | |
− | + | Начальное движение в первой строке абзаца относительно начала других строк проявляется в размерах отступа от левого вертикального среза листа, т. е. в размерах красных строк. | |
− | ====Наличие и размер или отсутствие абзацного отступа, «красной строки» ==== | + | |
− | + | ||
− | Начальное движение в первой строке абзаца относительно начала других строк проявляется в размерах отступа от левого вертикального среза листа, т.е. в размерах красных строк. | + | |
{|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | {|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | ||
Строка 251: | Строка 295: | ||
|} | |} | ||
− | |||
====Размер интервалов между строками==== | ====Размер интервалов между строками==== | ||
Данный признак характеризует размещение строк относительно друг друга. | Данный признак характеризует размещение строк относительно друг друга. | ||
− | Интервалы определяются расстоянием между нижней линией строки и верхней линией следующей строки. Размер интервалов между строками исчисляется высотой строчных букв без надстрочных и подстрочных элементов, которые условно могут быть помещены между строками. Определяется как: большой — | + | Интервалы определяются расстоянием между нижней линией строки и верхней линией следующей строки. Размер интервалов между строками исчисляется высотой строчных букв без надстрочных и подстрочных элементов, которые условно могут быть помещены между строками. Определяется как: |
− | + | *большой — больше двойной высоты строчной буквы; | |
− | + | *средний — равен двойной высоте буквы; | |
− | + | *малый — равен или несколько больше высоты строчной буквы. | |
====Размер интервалов между словами==== | ====Размер интервалов между словами==== | ||
− | Признак характеризует размещение рядом расположенных в строке слов относительно друг друга. Размер интервалов между словами исчисляется соответственно шириной строчных двухэлементных букв, которые условно могут быть помещены между словами. Интервал бывает: большой — | + | Признак характеризует размещение рядом расположенных в строке слов относительно друг друга. Размер интервалов между словами исчисляется соответственно шириной строчных двухэлементных букв, которые условно могут быть помещены между словами. Интервал бывает: |
− | + | *большой — больше ширины двух букв; | |
− | + | *средний — равен ширине одной-двух букв; | |
− | + | *малый — меньше ширины одной буквы; | |
+ | *смешанный. | ||
− | ====Размещение линии письма относительно линии линовки бланковой строки (типографской линовки) | + | ====Размещение линии письма относительно линии линовки бланковой строки (типографской линовки)==== |
− | Этот признак определяется в почерках рукописных текстов, выполненных на листах бумаги, имеющих линию линовки. Размещение может быть: над строкой, под строкой, совмещено со строкой, смешанное. | + | Этот признак определяется в почерках рукописных текстов, выполненных на листах бумаги, имеющих линию линовки. Размещение может быть: |
+ | *над строкой, | ||
+ | *под строкой, | ||
+ | *совмещено со строкой, | ||
+ | *смешанное. | ||
{|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | {|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | ||
− | ! colspan="4"|'''Размещение линии письма относительно бланковой строки''' | + | ! colspan="4"|<center>'''Размещение линии письма относительно бланковой строки'''</center> |
|- | |- | ||
|Над строкой | |Над строкой | ||
Строка 284: | Строка 332: | ||
|} | |} | ||
− | |||
− | |||
====Направление линии письма в строке==== | ====Направление линии письма в строке==== | ||
Строка 291: | Строка 337: | ||
{|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | {|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | ||
− | ! colspan="5"|'''Направление линии письма в строке''' | + | ! colspan="5"|<center>'''Направление линии письма в строке'''</center> |
|- | |- | ||
|Горизонтальное | |Горизонтальное | ||
Строка 306: | Строка 352: | ||
|} | |} | ||
− | |||
====Форма линии письма в строке==== | ====Форма линии письма в строке==== | ||
− | Форма линии письма в строке может быть: прямолинейная, т.е. когда основания букв находятся на одной горизонтали, непрямолинейная (дуговая выгнутая и дуговая вогнутая). | + | Форма линии письма в строке может быть: |
+ | *прямолинейная, т. е. когда основания букв находятся на одной горизонтали, | ||
+ | *непрямолинейная (дуговая выгнутая и дуговая вогнутая). | ||
{|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | {|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | ||
− | ! colspan="3"|'''Форма линии письма в строке''' | + | ! colspan="3"|<center>'''Форма линии письма в строке'''</center> |
|- | |- | ||
|Прямолинейная | |Прямолинейная | ||
Строка 331: | Строка 378: | ||
|} | |} | ||
− | |||
====Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом, положение знаков препинания относительно линии письма==== | ====Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом, положение знаков препинания относительно линии письма==== | ||
− | Размер интервалов может быть: большой — больше двухэлементной буквы; средний — равен ширине буквы; малый — меньше ширины буквы; смешанный. Кроме того, оценивается положение знаков препинания относительно линии письма. Они могут располагаться: на линии письма, выше линии письма, ниже линии письма, | + | Размер интервалов может быть: |
+ | *большой — больше двухэлементной буквы; | ||
+ | *средний — равен ширине буквы; | ||
+ | *малый — меньше ширины буквы; | ||
+ | *смешанный. | ||
+ | |||
+ | Кроме того, оценивается положение знаков препинания относительно линии письма. Они могут располагаться: | ||
+ | *на линии письма, | ||
+ | *выше линии письма, | ||
+ | *ниже линии письма, | ||
+ | *смешанно. | ||
{|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | {|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | ||
− | ! colspan="4"|'''Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом''' | + | ! colspan="4"|<center>'''Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом'''</center> |
|- | |- | ||
|Большой | |Большой | ||
Строка 351: | Строка 407: | ||
{|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | {|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | ||
− | ! colspan="4"|'''Положение знаков препинания относительно линии письма''' | + | ! colspan="4"|<center>'''Положение знаков препинания относительно линии письма'''</center> |
|- | |- | ||
|На линии письма | |На линии письма | ||
|Выше линии письма | |Выше линии письма | ||
|Ниже линии письма | |Ниже линии письма | ||
− | | | + | |Смешанное |
|- | |- | ||
|[[Файл:zp on.png]] | |[[Файл:zp on.png]] | ||
Строка 364: | Строка 420: | ||
|} | |} | ||
− | |||
====Положение знаков переноса==== | ====Положение знаков переноса==== | ||
− | Положение знаков переноса может быть следующим: на линии строки, выше линии строки, ниже линии строки, параллельно линии строки, опускающееся, поднимающееся, смешанное. | + | Положение знаков переноса может быть следующим: |
+ | *на линии строки, | ||
+ | *выше линии строки, | ||
+ | *ниже линии строки, | ||
+ | *параллельно линии строки, | ||
+ | *опускающееся, | ||
+ | *поднимающееся, | ||
+ | *смешанное. | ||
{|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | {|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | ||
− | ! colspan="4"|'''Положение знаков переноса''' | + | ! colspan="4"|<center>'''Положение знаков переноса'''</center> |
|- | |- | ||
|На линии строки | |На линии строки | ||
|Выше линии строки | |Выше линии строки | ||
|Ниже линии строки | |Ниже линии строки | ||
− | |||
|- | |- | ||
|[[Файл:pz on.png]] | |[[Файл:pz on.png]] | ||
|[[Файл:pz up.png]] | |[[Файл:pz up.png]] | ||
|[[Файл:pz down.png]] | |[[Файл:pz down.png]] | ||
− | |||
|- | |- | ||
+ | |Параллельно линии строки | ||
|Опускающееся | |Опускающееся | ||
|Поднимающееся | |Поднимающееся | ||
|Смешанное | |Смешанное | ||
|- | |- | ||
+ | |[[Файл:pz par.png]] | ||
|[[Файл:pz vv.png]] | |[[Файл:pz vv.png]] | ||
|[[Файл:pz vn.png]] | |[[Файл:pz vn.png]] | ||
|[[Файл:pz fuse.png]] | |[[Файл:pz fuse.png]] | ||
|} | |} | ||
− | |||
− | |||
===Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка=== | ===Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка=== | ||
====Выработанность почерка==== | ====Выработанность почерка==== | ||
− | '''Выработанность почерка''' — | + | '''Выработанность почерка''' — уровень овладения техникой письма, который проявляется в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми, скоординированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Его основными показателями служат |
+ | *координация движений, | ||
+ | *темп письма; | ||
+ | дополнительными — | ||
+ | *ритмическая структура нажима, | ||
+ | *строение почерка, | ||
+ | *степень совершенства системы движений. | ||
+ | Соответственно, в зависимости от степени выработанности различают: | ||
− | + | '''1. Маловыработанный почерк''' — это несформировавшийся почерк, отражающий начальную стадию образования навыка письма и характеризующийся небольшой устойчивостью, медленным темпом, низкой координацией движений: | |
− | + | *Школьные (ученические), характерные для начального периода обучения письму. | |
[[Файл:poch sch.png|none|Школьный почерк]] | [[Файл:poch sch.png|none|Школьный почерк]] | ||
− | + | *Практически маловыработанные — почерки лиц, прекративших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко. Такие почерки отличаются нестройностью и нечёткостью, содержат ярко выраженные признаки низкой координации движений, особенно неравномерности протяжённости, направления движений и размещения элементов текста. | |
[[Файл:poch pract.png|none|Рис. 2|практический маловыработанный почерк]] | [[Файл:poch pract.png|none|Рис. 2|практический маловыработанный почерк]] | ||
− | + | '''2. Средневыработанный почерк''' — почерк с ещё не сформировавшимся письменно-двигательным навыком. Такие почерки характерны для лиц, у которых формирование письменно-двигательного навыка закончилось в школьный период. | |
[[Файл:poch sredne.png|none|Средневыработанный почерк]] | [[Файл:poch sredne.png|none|Средневыработанный почерк]] | ||
− | + | '''3. Высоковыработанный почерк''' — почерк с высокой степенью координации движений, простым строением почерка с элементами упрощения или усложнения; как правило, с большим количеством смен направлений движений при выполнении знаков и высоким темпом выполнения письменных знаков. Степень связности движений в высоковыработанном почерке может быть средней, малой или большой. | |
[[Файл:poch vysoko.png|none|Высоковыработанный почерк]] | [[Файл:poch vysoko.png|none|Высоковыработанный почерк]] | ||
− | + | В практике встречаются также промежуточные группы выработанности: выше средней и ниже средней. | |
====Темп движений при письме==== | ====Темп движений при письме==== | ||
− | '''Темп движений при письме''' — признак почерка, отражающий время выполнения отдельных букв и рукописи в целом. Темпы письма делятся на два вида. Первый из них — привычный, в свою очередь, подразделяется на: медленный, быстрый, средний. Второй вид темпа письма — непривычный. Он может быть | + | '''Темп движений при письме''' — признак почерка, отражающий время выполнения отдельных букв и рукописи в целом. Темпы письма делятся на два вида. |
+ | |||
+ | Первый из них — привычный, в свою очередь, подразделяется на: | ||
+ | *медленный, | ||
+ | *быстрый, | ||
+ | *средний. | ||
+ | |||
+ | Второй вид темпа письма — непривычный. Он может быть: | ||
+ | *замедленным, | ||
+ | *ускоренным, | ||
+ | *неравномерным. | ||
====Координация движений==== | ====Координация движений==== | ||
− | '''Координация движений''' — | + | '''Координация движений''' — признак почерка, отражающий согласованность (точность) движений пишущего лица, зависящую от степени и качества сформированности письменно-двигательного навыка. |
Координацию движений можно рассматривать применительно к двум группам движений: | Координацию движений можно рассматривать применительно к двум группам движений: | ||
− | + | *точность в соблюдении параметров движения (направления и протяжённости) при выполнении штрихов, элементов букв; | |
− | + | *точность в соблюдении параметров движения (направления, протяжённости, размещения и др.) при выполнении сочетаний букв, слов, фраз. | |
====Строение почерка==== | ====Строение почерка==== | ||
− | Строение почерка по степени сложности отражает | + | Строение почерка по степени сложности отражает приближённость письменно-двигательного навыка к нормам прописей и по этому признаку почерк делится на три группы: |
+ | *простого строения, | ||
+ | *упрощённого, | ||
+ | *усложнённого. | ||
===Общие признаки почерка, характеризующие структуру движений по их траектории=== | ===Общие признаки почерка, характеризующие структуру движений по их траектории=== | ||
− | ====Преобладающая форма движений | + | ====Преобладающая форма движений==== |
− | Наиболее | + | Наиболее распространённой является прямолинейно-дуговая форма движений, соответствующая нормам прописи. Отклонения от неё могут выражаться в следующих формах: |
− | округлой, извилистой, | + | *угловатой, |
+ | *петлевой, | ||
+ | *овальной, | ||
+ | *ломаной, | ||
+ | *округлой, | ||
+ | *извилистой, | ||
+ | *дугообразно-петлевой. | ||
− | ====Преобладающее направление движений ==== | + | ====Преобладающее направление движений==== |
Преобладающее направление движений рассматривается в отношении элементов букв, выполняемых сгибательными движениями, и в отношении дугообразных элементов букв. | Преобладающее направление движений рассматривается в отношении элементов букв, выполняемых сгибательными движениями, и в отношении дугообразных элементов букв. | ||
− | |||
− | ====Наклон ==== | + | Направление движений при выполнении дугообразных элементов букв рассматривается как левоокружное ("и"-образное движение) и правоокружное ("п"-образное движение), обычно оно бывает смешанное (при равном проявлении как левоокружного, так и правоокружного направления движений). |
− | Наклон почерка определяется положением вертикальной оси большинства письменных знаков относительно линии строки письма: отсутствие наклона (вертикальное расположение штрихов), левонаклонные, правонаклонные (наклон вправо примерно на 65° и более), косые (наклон вправо менее 50°), смешанные | + | |
+ | ====Наклон==== | ||
+ | Наклон почерка определяется положением вертикальной оси большинства письменных знаков относительно линии строки письма: | ||
+ | *отсутствие наклона (вертикальное расположение штрихов), | ||
+ | *левонаклонные, | ||
+ | *правонаклонные (наклон вправо примерно на 65° и более), | ||
+ | *косые (наклон вправо менее 50°), | ||
+ | *смешанные, | ||
+ | *неустойчивые. | ||
{|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | {|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | ||
− | ! colspan="2"|'''Наклон''' | + | ! colspan="2"|<center>'''Наклон'''</center> |
|- | |- | ||
|Отсутствие наклона | |Отсутствие наклона | ||
Строка 455: | Строка 548: | ||
|[[Файл:na fuse.png]] | |[[Файл:na fuse.png]] | ||
|} | |} | ||
− | |||
====Размер почерка==== | ====Размер почерка==== | ||
− | '''Размер почерка''' — | + | '''Размер почерка''' — протяжённость движений по вертикали. |
− | Размер почерка определяется относительно строчных букв и бывает: большой — более 4 мм; средний — от 2 до 4 мм; малый — до 2 мм; смешанный. | + | Размер почерка определяется относительно строчных букв и бывает: |
− | + | *большой — более 4 мм; | |
+ | *средний — от 2 до 4 мм; | ||
+ | *малый — до 2 мм; | ||
+ | *смешанный. | ||
====Разгон почерка==== | ====Разгон почерка==== | ||
− | '''Разгон почерка''' — это отношение | + | '''Разгон почерка''' — это отношение протяжённости по горизонтали к протяжённости по вертикали. Он может быть: |
+ | *большим — размер интервалов между основными элементами букв или буквами равен либо превышает их высоту, | ||
+ | *средним — размер интервалов между основными элементами букв и буквами составляет от 1/2 высоты до высоты букв, | ||
+ | *малым — когда размер интервалов между основными элементами букв и буквами равен 1/2 высоты и менее. | ||
− | При диспропорции ширины букв и интервалов между ними (например, в случае если разгон средний, а расстановка широкая) отличительным признаком является расстановка знаков — соотношение | + | При диспропорции ширины букв и интервалов между ними (''например, в случае если разгон средний, а расстановка широкая'') отличительным признаком является расстановка знаков — соотношение протяжённости интервалов между буквами и ширины букв, которая подразделяется на: |
+ | *широкую — интервал между буквами превышает их ширину, | ||
+ | *узкую — интервал между буквами меньше половины их ширины. | ||
+ | ====Степень связности==== | ||
+ | '''Степень связности''' определяется количеством букв, выполненных без отрыва пишущего прибора от бумаги, и бывает: | ||
+ | *сплошная — непрерывно выполняются все буквы в словах; | ||
+ | *большая — когда непрерывно выполнены 6 и более букв; | ||
+ | *малая — непрерывно выполнены 4—5 букв в слове; | ||
+ | *отсутствующая — все буквы пишутся раздельно. | ||
− | |||
− | |||
При анализе связанности должно отличаться слитное соединение от разновидности интервального соединения (примыкающего). | При анализе связанности должно отличаться слитное соединение от разновидности интервального соединения (примыкающего). | ||
− | |||
====Степень и характер нажима==== | ====Степень и характер нажима==== | ||
− | Степень и характер нажима — признак почерка, отражающий степень и характер затрачиваемых при письме усилий, реализуемых в вертикальной плоскости. Нажим проявляется в следующих показателях: ширине штриха и распределении плотности красителя. Характеризуется по | + | Степень и характер нажима — признак почерка, отражающий степень и характер затрачиваемых при письме усилий, реализуемых в вертикальной плоскости. Нажим проявляется в следующих показателях: ширине штриха и распределении плотности красителя. Характеризуется по трём параметрам: |
+ | *степени (силе), | ||
+ | *дифференцированности, | ||
+ | *стандартности. | ||
{|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | {|border="1" cellpadding="20" cellspacing="0" | ||
− | ! colspan="4"|'''Нажим''' | + | ! colspan="4"|<center>'''Нажим'''</center> |
|- | |- | ||
|Слабый | |Слабый | ||
Строка 490: | Строка 596: | ||
|} | |} | ||
− | Дифференцированность нажима — наличие или отсутствие различий между степенью усилий при выполнении разных сгибательных и разгибательных движений — различается по двухчленной градации: дифференцированный | + | '''Дифференцированность''' нажима — наличие или отсутствие различий между степенью усилий при выполнении разных сгибательных и разгибательных движений — различается по двухчленной градации: |
+ | *дифференцированный, | ||
+ | *недифференцированный. | ||
==Частные признаки почерка== | ==Частные признаки почерка== | ||
Строка 496: | Строка 604: | ||
===Сложность движений (строение) при выполнении букв=== | ===Сложность движений (строение) при выполнении букв=== | ||
− | Этот признак включается в совокупность идентификационных признаков только в случаях выполнения элементов письменных знаков и знаков в целом или | + | Этот признак включается в совокупность идентификационных признаков только в случаях выполнения элементов письменных знаков и знаков в целом или упрощёнными или усложнёнными движениями, т. е. в случаях выполнения букв и их элементов с отклонениями от установленных общепринятых прописей. |
− | Сложность движений при выполнении букв бывает: простая, | + | Сложность движений при выполнении букв бывает: |
+ | *простая, | ||
+ | *упрощённая, | ||
+ | *усложнённая. | ||
[[Файл:slo dvi.png|none|Сложность движений при выполнении букв]] | [[Файл:slo dvi.png|none|Сложность движений при выполнении букв]] | ||
− | |||
===Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов=== | ===Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов=== | ||
− | Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов, как уже отмечалось, может быть прямолинейной и криволинейной. Прямолинейные движения | + | Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов, как уже отмечалось, может быть прямолинейной и криволинейной. |
− | по траектории могут в сочетании образовывать углы, треугольники | + | |
+ | '''Прямолинейные''' движения по траектории могут в сочетании образовывать | ||
+ | *углы, | ||
+ | *треугольники, | ||
+ | *ломаные линии. | ||
[[Файл:fo dvi.png|none]] | [[Файл:fo dvi.png|none]] | ||
− | Криволинейные движения по траектории подразделяются на извилистые, круги, овалы, дуги, петли. | + | '''Криволинейные''' движения по траектории подразделяются на |
+ | *извилистые, | ||
+ | *круги, | ||
+ | *овалы, | ||
+ | *дуги, | ||
+ | *петли. | ||
+ | |||
+ | Форма движений при написании строчных, подстрочных и надстрочных элементов письменных знаков, выполненных в соответствии с прописями прямолинейными движениями, может быть изменена на: | ||
+ | *угловатую, | ||
+ | *дуговую, | ||
+ | *извилистую, | ||
+ | *полуовальную, | ||
+ | *овальную. | ||
− | + | В заключении [[эксперт]]а требуется не только отметить совпадение или различие этого признака в сравниваемых почерках, но и расшифровать, какая именно форма движения отобразилась при выполнении и соединении письменных знаков. | |
− | + | ''Например, форма движений при выполнении: верхней части буквы «о» — угловатая; надстрочного элемента буквы «и» — петлевая; заключительной части второго элемента буквы «я» — прямолинейная; дополнительного элемента буквы «т» — извилистая; форма движений при соединении букв «ин» — дуговая и т. д.'' | |
[[Файл:fo dvi2.png|none]] | [[Файл:fo dvi2.png|none]] | ||
===Направление движений при выполнении письменных знаков и их элементов=== | ===Направление движений при выполнении письменных знаков и их элементов=== | ||
− | Данный частный признак почерка эксперт всегда должен анализировать с | + | Данный частный признак почерка эксперт всегда должен анализировать с учётом формы движений при выполнении определённых элементов. |
[[Файл:na dvi.png|none]] | [[Файл:na dvi.png|none]] | ||
− | === | + | ===Протяжённость движений при выполнении письменных знаков и их элементов=== |
− | Этот частный признак почерка применяется для характеристики размерных особенностей движения при выполнении букв и элементов. | + | Этот частный признак почерка применяется для характеристики размерных особенностей движения при выполнении букв и элементов. |
− | + | ''Например: «...установлены совпадения по следующим частным признакам почерка… протяжённости движений при выполнении: по вертикали буквы “з” — больше других букв, буквы “о” — меньше других букв, подстрочного элемента буквы “д” — в 2 раза больше строчного элемента; по горизонтали надстрочного дополнительного элемента буквы “т” — в 2 раза меньше ширины буквы...» и т. д.'' | |
− | + | ||
− | + | ||
[[Файл:pro dvi.png|none]] | [[Файл:pro dvi.png|none]] | ||
− | |||
===Степень связности (непрерывности) или вид соединения движений при выполнении письменных знаков и их элементов=== | ===Степень связности (непрерывности) или вид соединения движений при выполнении письменных знаков и их элементов=== | ||
− | В зависимости от того, в какой плоскости — только горизонтальной или горизонтальной с последующим переносом руки в вертикальную плоскость (с отрывом пера от листа бумаги) — выполняются движения при образовании букв и их элементов, различают два вида соединений: слитный | + | В зависимости от того, в какой плоскости — только горизонтальной или горизонтальной с последующим переносом руки в вертикальную плоскость (с отрывом пера от листа бумаги) — выполняются движения при образовании букв и их элементов, различают два вида соединений: |
+ | *слитный, | ||
+ | *интервальный. | ||
===Количество движений при выполнении письменных знаков и их элементов=== | ===Количество движений при выполнении письменных знаков и их элементов=== | ||
Строка 538: | Строка 663: | ||
===Относительное размещение движений=== | ===Относительное размещение движений=== | ||
Относительное размещение движений рассматривается в отношении точек начала и окончания, точек соединения и пересечения движений при выполнении письменных знаков и их элементов. Эти размещения движений анализируются относительно линии письма, других элементов и письменных знаков. | Относительное размещение движений рассматривается в отношении точек начала и окончания, точек соединения и пересечения движений при выполнении письменных знаков и их элементов. Эти размещения движений анализируются относительно линии письма, других элементов и письменных знаков. | ||
+ | |||
+ | <youtube>6r7CaIi2AG8</youtube> | ||
+ | <youtube>ng4EhsCgktE</youtube> | ||
==Смотри также== | ==Смотри также== | ||
* [[Почерковедческая экспертиза]] | * [[Почерковедческая экспертиза]] | ||
* [[Письменная речь]] | * [[Письменная речь]] | ||
+ | * [[Автороведческая экспертиза]] | ||
==Скачать== | ==Скачать== | ||
− | * [[Media:Признаки почерка | + | * [[Media:Признаки почерка — разработка.doc|Макет для разработки признаков почерка. Скачать (doc, 69kb)]] |
==Дополнительная литература== | ==Дополнительная литература== |
Текущая версия на 15:10, 7 февраля 2023
Почерк — основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе навыков (ФДКН) и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений.
В криминалистике под письмом понимают объект исследования, включающий:
а) письменную речь — совокупность языковых средств, использованных для письменного изложения мыслей, изучается автороведением;
б) почерк — характеризующий графическую технику письма, изучается почерковедением.
Содержание
- 1 Свойства почерка
- 2 Судебное почерковедение
- 3 Общие признаки почерка
- 3.1 Общие признаки, характеризующие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются
- 3.1.1 Размещение самостоятельных фрагментов относительно среза листа, относительно основного текста или относительно друг друга
- 3.1.2 Наличие или отсутствие полей, их размеры, форма и направление
- 3.1.3 Наличие и размер или отсутствие абзацного отступа, «красной строки»
- 3.1.4 Размер интервалов между строками
- 3.1.5 Размер интервалов между словами
- 3.1.6 Размещение линии письма относительно линии линовки бланковой строки (типографской линовки)
- 3.1.7 Направление линии письма в строке
- 3.1.8 Форма линии письма в строке
- 3.1.9 Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом, положение знаков препинания относительно линии письма
- 3.1.10 Положение знаков переноса
- 3.2 Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка
- 3.3 Общие признаки почерка, характеризующие структуру движений по их траектории
- 3.1 Общие признаки, характеризующие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются
- 4 Частные признаки почерка
- 4.1 Сложность движений (строение) при выполнении букв
- 4.2 Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов
- 4.3 Направление движений при выполнении письменных знаков и их элементов
- 4.4 Протяжённость движений при выполнении письменных знаков и их элементов
- 4.5 Степень связности (непрерывности) или вид соединения движений при выполнении письменных знаков и их элементов
- 4.6 Количество движений при выполнении письменных знаков и их элементов
- 4.7 Последовательность движений при выполнении элементов в письменных знаках
- 4.8 Относительное размещение движений
- 5 Смотри также
- 6 Скачать
- 7 Дополнительная литература
Свойства почерка
К основным свойствам почерка, существенным для его экспертно-криминалистического исследования, относятся:
1. Индивидуальность почерка — идентификационное качество, состоящее в неповторимости совокупности признаков почерка конкретного человека, отражающейся в единстве анатомических, физиологических и психических свойств. В основе формирования почерка лежит письменно-двигательный навык — система регулятивных процессов, сложившихся в индивидуальном опыте человека и позволяющих устойчиво и стандартно выполнять определённые действия. Индивидуальность почерка человека, у которого уже сформировался письменно двигательный навык, выражается в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях по отношению к стандартной прописи.
Индивидуальность, формируемая, как правило, к 16—17 годам, складывается из субъективных и объективных факторов.
Из числа первых основную роль в формировании письменно-двигательного навыка при обучении письму играют:
- анатомические особенности пишущего (строение руки, строение глаз, особенности зрения и др.);
- психофизиологические особенности (восприятие письменного знака). Это сложный, длительный процесс, в основе которого лежит формирование слухоречедвигательного и зрительного представлений о письменных знаках.
К обстоятельствам объективного характера относятся:
- посадка исполнителя;
- другие условия письма;
- методика обучения письму.
2. Динамическая (относительная) устойчивость — идентификационное качество, состоящее в воспроизводимости (повторяемости) признаков почерка и их сохраняемости в пределах идентификационного периода при письме в различных условиях.
Устойчивость почерка означает его определённую стереотипность (стабильность во времени) и сохраняемость (устойчивость относительно различного рода сбивающих факторов). Обычно почерк полностью стабилизируется к 25 годам.
На изменение почерка влияют следующие факторы:
- Естественные — возрастные, непривычные условия, необычные пишущие принадлежности, состояние пишущего и др..
- Искусственные — маскировка и имитация. Маскировка может быть произведена путём замены пишущей руки, изменения шрифта (печатный, чертёжный), замедления или увеличения скорости и др. Имитация — это подражание почерку другого лица.
- Патологические изменения возникают в результате болезней и травм (расстройства психики, потеря руки и т. п.).
- Вариационность — устойчивое видоизменение параметров однотипных движений при письме, являющееся следствием приспособления почерка к определённым условиям выполнения конкретной рукописи. Вариационность признака почерка — это наличие в рукописи одного человека разных вариантов признака, отражающих одну и ту же его характеристику (напрмиер, написание "т" прописью и печатно).
3. Избирательная изменчивость — свойство, отражающее отклонения в деятельности функциональной двигательной системы пишущего, которые избирательно возникают при воздействии на процесс письма сбивающих факторов.
Судебное почерковедение
Судебное почерковедение — это отрасль криминалистической техники, изучающая почерк и закономерности его судебно-экспертного исследования.
Объектом судебного почерковедения является почерк и практика его экспертного исследования.
Предметом судебного почерковедения являются:
- закономерности формирования и изменения функционально-динамического комплекса навыков (ФДКН), лежащего в основе почерка и отражающего деятельность исполнителя при подготовке рукописи;
- закономерности экспертного исследования почерка (методы, методики решения задач СПЭ), т. е. закономерности, отражающие деятельность эксперта при исследовании рукописи.
История судебного почерковедения
В России первые сведения о проведении экспертизы письма относятся к началу XVII в. По русскому Своду законов сличением почерков могли заниматься люди, владеющие «тайной» письма — секретари присутственных мест, учителя чистописания, писцы, дьяки — люди, «сведущие» в письме. Поэтому первое направление развития судебного почерковедения и называют каллиграфическим.
Однако подлинно научным направлением развития почерковедения становится приметоописательное направление. Его основоположником является Альфонс Бертильон, который в 1887 г. предложил в статье «Сравнение почерков и графическая идентификация» перенести на процесс почерковедческого исследования принципы описания человека по разработанному им методу словесного портрета.
Родоначальником графометрического метода считается Эдмон Локар, применивший измерительный метод в исследовании почерка. Метод сводился к измерению ряда одноимённых характеристик почерка в сравниваемых рукописях, которые затем фиксировались на графиках и сопоставлялись между собой.
Попыткой проникнуть в природу почерка, выявить закономерности его формирования становится графологическое направление. Графология — это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью. Возникновение её связывают с именем итальянского врача Камилло Бальди («О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму», 1622).
История судебного почерковедения в России неразрывно связана с именем Е. Ф. Буринского. Ему и принадлежит авторство термина "почерковедение". Он был первым криминалистом, начавшим разрабатывать основы судебно-почерковедческой экспертизы с позиций естественных наук. Свои взгляды на почерк Е. Ф. Буринский изложил в работе «Судебная экспертиза документов» (1903), где он пишет о почерке как о «сложной функции многих переменных, между которыми первое место занимают анатомические и физиологические особенности пишущего».
Для экспериментальных исследований в современный период характерен комплексный подход, предполагающий изучение как собственно почерковых закономерностей, так и структуры процесса экспертного исследования почерка, активное обращение к математическим методам и использование ЭВМ. Объективность экспериментальных исследований растёт за счёт использования технических средств, расширяющих возможности эксперимента и позволяющих изучать динамические закономерности процесса письма, в особенности распределения нажима на пишущий прибор.
Методы почерковедения
1. Общенаучные методы используются во всех науках:
- наблюдение,
- измерение,
- описание,
- сравнение,
- эксперимент,
- моделирование и др.
2. Частнонаучные методы — методы отдельных наук:
- физиологии,
- психологии,
- физики,
- математики и др.
3. Специальные методы:
- графические (алфавитная разработка),
- инструментальные (использование специальной линейки при определении пола исполнителя рукописи),
- количественные (установление факта намеренного изменения почерка скорописным способом),
- машинные (дифференционно-идентификационный алгоритм — ДИА),
- качественно-описательный (раздельный анализ общих признаков и выделение диагностических признаков в исследуемой рукописи),
- комплексный (заключительная оценка результатов сравнительного исследования текстовых почерковых объектов).
Система почерковедения
- Общая часть носит теоретико-фундаментальный характер.
- Особенная часть по существу является методическим руководством для решения типовых задач судебно-почерковедческой экспертизы.
Классификация объектов исследования почерка
1. По составу:
- текст и краткая запись могут иметь буквенный, цифровой либо смешанный (буквы и цифры) состав;
- подпись может быть буквенной, безбуквенной или смешанной транскрипции.
2. По объёму:
- текст большого объёма (одна и более страниц);
- среднего объёма (от 10 слов до страницы);
- малого объёма (4—10 слов);
- краткая запись (одно-три слова либо 1—7 цифр);
- подпись информативная;
- малоинформативная;
- неинформативная.
3. По условиям выполнения:
- рукописи, исполненные в обычных условиях;
- рукописи, исполненные в необычных условиях, не связанных с намерением изменить свой почерк;
- рукописи, исполненные необычным образом, связанным с умышленным изменением своего почерка.
Общие признаки почерка
Идентификационным признаком почерка следует считать особенность письменно-двигательного навыка, отображенную в рукописи и индивидуализирующую в комплексе с другими особенностями почерк конкретного лица.
Признак почерка считается диагностическим, если он характеризует условия выполнения рукописи, влияющие на письменно-двигательный навык, и свойства личности писавшего.
Общие признаки, характеризующие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются
Размещение самостоятельных фрагментов относительно среза листа, относительно основного текста или относительно друг друга
Признак контролируется зрительно и отражает навыки глазомерной ориентации пишущего при размещении фрагментов документа относительно: срезов листа бумаги, основного текста, других реквизитов документа и т. д. Данный признак учитывается при размещении:
- заголовков и обращений:
В начале текста | На вышележащей строке | На расстоянии от текста |
В центре листа бумаги | В левом углу листа бумаги | В правом углу листа бумаги |
- даты:
Над текстом | Под текстом | На вышележащей строке | На нижележащей строке |
На некотором расстоянии от текста | В центре | В левом углу | В правом углу |
- подписи:
На нижележащей строке | На некотором расстоянии от текста | В центре | В левом углу |
В правом углу | Параллельно горизонтальному срезу | В поднимающемся положении | В опускающемся положении |
- взаимно подписи и даты:
Выше | Ниже | Слева |
Справа | На одном уровне | Непосредственно под датой |
Наличие или отсутствие полей, их размеры, форма и направление
Поля — отступы пишущего: от вертикальных срезов листа бумаги до начала строк; от окончания строк до правых вертикальных срезов листа бумаги — вертикальные, также могут быть горизонтальные — сверху, снизу.
Левое | Правое | Левое и правое |
Прямоугольная | Трапецивидная (левонаклонная) | Трапецивидная (правонаклонная) |
Размеры поля определяются расстоянием от начальных или заключительных движений в строках относительно левого (правого) среза листа бумаги, первой и последней строки относительно верхнего и нижнего срезов и бывают:
- большой — свыше 3 см,
- средний — от 1 до 3 см,
- малый — до 1 см.
Форма линии полей — линия левого поля образована соединением крайних левых точек начал строк; правого поля — соединением крайних правых точек окончаний строк. Форма линии поля может быть:
- прямая (прямолинейная),
- дугообразная (выгнутая, вогнутая),
- ломаная (ступенчатая),
- извилистая.
Прямолинейная | Дугообразная | Ломаная (ступенчатая) | Извилистая |
Направление линии поля относительно вертикальных срезов может быть:
- левонаклонное,
- правонаклонное,
- без отклонений от вертикали.
Наличие и размер или отсутствие абзацного отступа, «красной строки»
Начальное движение в первой строке абзаца относительно начала других строк проявляется в размерах отступа от левого вертикального среза листа, т. е. в размерах красных строк.
Большой (более 3 см) | Средний (от 2 до 3 см) | Малый (не более 2 см) | Смешанный |
Размер интервалов между строками
Данный признак характеризует размещение строк относительно друг друга.
Интервалы определяются расстоянием между нижней линией строки и верхней линией следующей строки. Размер интервалов между строками исчисляется высотой строчных букв без надстрочных и подстрочных элементов, которые условно могут быть помещены между строками. Определяется как:
- большой — больше двойной высоты строчной буквы;
- средний — равен двойной высоте буквы;
- малый — равен или несколько больше высоты строчной буквы.
Размер интервалов между словами
Признак характеризует размещение рядом расположенных в строке слов относительно друг друга. Размер интервалов между словами исчисляется соответственно шириной строчных двухэлементных букв, которые условно могут быть помещены между словами. Интервал бывает:
- большой — больше ширины двух букв;
- средний — равен ширине одной-двух букв;
- малый — меньше ширины одной буквы;
- смешанный.
Размещение линии письма относительно линии линовки бланковой строки (типографской линовки)
Этот признак определяется в почерках рукописных текстов, выполненных на листах бумаги, имеющих линию линовки. Размещение может быть:
- над строкой,
- под строкой,
- совмещено со строкой,
- смешанное.
Над строкой | Под строкой | Совмещено со строкой | Смешанное |
Направление линии письма в строке
Данный признак оценивается в рукописи, выполненной на нелинованной бумаге.
Горизонтальное | Поднимающееся | Опускающееся | Смешанное | С загибающимися вниз строками |
Форма линии письма в строке
Форма линии письма в строке может быть:
- прямолинейная, т. е. когда основания букв находятся на одной горизонтали,
- непрямолинейная (дуговая выгнутая и дуговая вогнутая).
Прямолинейная | Дуговая выгнутая | Дуговая вогнутая |
Извилистая | Ступенчатая | Смешанная |
Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом, положение знаков препинания относительно линии письма
Размер интервалов может быть:
- большой — больше двухэлементной буквы;
- средний — равен ширине буквы;
- малый — меньше ширины буквы;
- смешанный.
Кроме того, оценивается положение знаков препинания относительно линии письма. Они могут располагаться:
- на линии письма,
- выше линии письма,
- ниже линии письма,
- смешанно.
Большой | Средний | Малый | Смешанный |
На линии письма | Выше линии письма | Ниже линии письма | Смешанное |
Положение знаков переноса
Положение знаков переноса может быть следующим:
- на линии строки,
- выше линии строки,
- ниже линии строки,
- параллельно линии строки,
- опускающееся,
- поднимающееся,
- смешанное.
На линии строки | Выше линии строки | Ниже линии строки | |
Параллельно линии строки | Опускающееся | Поднимающееся | Смешанное |
Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка
Выработанность почерка
Выработанность почерка — уровень овладения техникой письма, который проявляется в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми, скоординированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Его основными показателями служат
- координация движений,
- темп письма;
дополнительными —
- ритмическая структура нажима,
- строение почерка,
- степень совершенства системы движений.
Соответственно, в зависимости от степени выработанности различают:
1. Маловыработанный почерк — это несформировавшийся почерк, отражающий начальную стадию образования навыка письма и характеризующийся небольшой устойчивостью, медленным темпом, низкой координацией движений:
- Школьные (ученические), характерные для начального периода обучения письму.
- Практически маловыработанные — почерки лиц, прекративших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко. Такие почерки отличаются нестройностью и нечёткостью, содержат ярко выраженные признаки низкой координации движений, особенно неравномерности протяжённости, направления движений и размещения элементов текста.
2. Средневыработанный почерк — почерк с ещё не сформировавшимся письменно-двигательным навыком. Такие почерки характерны для лиц, у которых формирование письменно-двигательного навыка закончилось в школьный период.
3. Высоковыработанный почерк — почерк с высокой степенью координации движений, простым строением почерка с элементами упрощения или усложнения; как правило, с большим количеством смен направлений движений при выполнении знаков и высоким темпом выполнения письменных знаков. Степень связности движений в высоковыработанном почерке может быть средней, малой или большой.
В практике встречаются также промежуточные группы выработанности: выше средней и ниже средней.
Темп движений при письме
Темп движений при письме — признак почерка, отражающий время выполнения отдельных букв и рукописи в целом. Темпы письма делятся на два вида.
Первый из них — привычный, в свою очередь, подразделяется на:
- медленный,
- быстрый,
- средний.
Второй вид темпа письма — непривычный. Он может быть:
- замедленным,
- ускоренным,
- неравномерным.
Координация движений
Координация движений — признак почерка, отражающий согласованность (точность) движений пишущего лица, зависящую от степени и качества сформированности письменно-двигательного навыка. Координацию движений можно рассматривать применительно к двум группам движений:
- точность в соблюдении параметров движения (направления и протяжённости) при выполнении штрихов, элементов букв;
- точность в соблюдении параметров движения (направления, протяжённости, размещения и др.) при выполнении сочетаний букв, слов, фраз.
Строение почерка
Строение почерка по степени сложности отражает приближённость письменно-двигательного навыка к нормам прописей и по этому признаку почерк делится на три группы:
- простого строения,
- упрощённого,
- усложнённого.
Общие признаки почерка, характеризующие структуру движений по их траектории
Преобладающая форма движений
Наиболее распространённой является прямолинейно-дуговая форма движений, соответствующая нормам прописи. Отклонения от неё могут выражаться в следующих формах:
- угловатой,
- петлевой,
- овальной,
- ломаной,
- округлой,
- извилистой,
- дугообразно-петлевой.
Преобладающее направление движений
Преобладающее направление движений рассматривается в отношении элементов букв, выполняемых сгибательными движениями, и в отношении дугообразных элементов букв.
Направление движений при выполнении дугообразных элементов букв рассматривается как левоокружное ("и"-образное движение) и правоокружное ("п"-образное движение), обычно оно бывает смешанное (при равном проявлении как левоокружного, так и правоокружного направления движений).
Наклон
Наклон почерка определяется положением вертикальной оси большинства письменных знаков относительно линии строки письма:
- отсутствие наклона (вертикальное расположение штрихов),
- левонаклонные,
- правонаклонные (наклон вправо примерно на 65° и более),
- косые (наклон вправо менее 50°),
- смешанные,
- неустойчивые.
Отсутствие наклона | |
Правый | |
Левый | |
Смешанный |
Размер почерка
Размер почерка — протяжённость движений по вертикали. Размер почерка определяется относительно строчных букв и бывает:
- большой — более 4 мм;
- средний — от 2 до 4 мм;
- малый — до 2 мм;
- смешанный.
Разгон почерка
Разгон почерка — это отношение протяжённости по горизонтали к протяжённости по вертикали. Он может быть:
- большим — размер интервалов между основными элементами букв или буквами равен либо превышает их высоту,
- средним — размер интервалов между основными элементами букв и буквами составляет от 1/2 высоты до высоты букв,
- малым — когда размер интервалов между основными элементами букв и буквами равен 1/2 высоты и менее.
При диспропорции ширины букв и интервалов между ними (например, в случае если разгон средний, а расстановка широкая) отличительным признаком является расстановка знаков — соотношение протяжённости интервалов между буквами и ширины букв, которая подразделяется на:
- широкую — интервал между буквами превышает их ширину,
- узкую — интервал между буквами меньше половины их ширины.
Степень связности
Степень связности определяется количеством букв, выполненных без отрыва пишущего прибора от бумаги, и бывает:
- сплошная — непрерывно выполняются все буквы в словах;
- большая — когда непрерывно выполнены 6 и более букв;
- малая — непрерывно выполнены 4—5 букв в слове;
- отсутствующая — все буквы пишутся раздельно.
При анализе связанности должно отличаться слитное соединение от разновидности интервального соединения (примыкающего).
Степень и характер нажима
Степень и характер нажима — признак почерка, отражающий степень и характер затрачиваемых при письме усилий, реализуемых в вертикальной плоскости. Нажим проявляется в следующих показателях: ширине штриха и распределении плотности красителя. Характеризуется по трём параметрам:
- степени (силе),
- дифференцированности,
- стандартности.
Слабый | Средний | Сильный | Смешанный |
Дифференцированность нажима — наличие или отсутствие различий между степенью усилий при выполнении разных сгибательных и разгибательных движений — различается по двухчленной градации:
- дифференцированный,
- недифференцированный.
Частные признаки почерка
Частные признаки почерка — это характеристики, проявляющиеся при выполнении особенностей движений при написании отдельных знаков, элементов и частей элементов.
Сложность движений (строение) при выполнении букв
Этот признак включается в совокупность идентификационных признаков только в случаях выполнения элементов письменных знаков и знаков в целом или упрощёнными или усложнёнными движениями, т. е. в случаях выполнения букв и их элементов с отклонениями от установленных общепринятых прописей.
Сложность движений при выполнении букв бывает:
- простая,
- упрощённая,
- усложнённая.
Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов
Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов, как уже отмечалось, может быть прямолинейной и криволинейной.
Прямолинейные движения по траектории могут в сочетании образовывать
- углы,
- треугольники,
- ломаные линии.
Криволинейные движения по траектории подразделяются на
- извилистые,
- круги,
- овалы,
- дуги,
- петли.
Форма движений при написании строчных, подстрочных и надстрочных элементов письменных знаков, выполненных в соответствии с прописями прямолинейными движениями, может быть изменена на:
- угловатую,
- дуговую,
- извилистую,
- полуовальную,
- овальную.
В заключении эксперта требуется не только отметить совпадение или различие этого признака в сравниваемых почерках, но и расшифровать, какая именно форма движения отобразилась при выполнении и соединении письменных знаков.
Например, форма движений при выполнении: верхней части буквы «о» — угловатая; надстрочного элемента буквы «и» — петлевая; заключительной части второго элемента буквы «я» — прямолинейная; дополнительного элемента буквы «т» — извилистая; форма движений при соединении букв «ин» — дуговая и т. д.
Направление движений при выполнении письменных знаков и их элементов
Данный частный признак почерка эксперт всегда должен анализировать с учётом формы движений при выполнении определённых элементов.
Протяжённость движений при выполнении письменных знаков и их элементов
Этот частный признак почерка применяется для характеристики размерных особенностей движения при выполнении букв и элементов.
Например: «...установлены совпадения по следующим частным признакам почерка… протяжённости движений при выполнении: по вертикали буквы “з” — больше других букв, буквы “о” — меньше других букв, подстрочного элемента буквы “д” — в 2 раза больше строчного элемента; по горизонтали надстрочного дополнительного элемента буквы “т” — в 2 раза меньше ширины буквы...» и т. д.
Степень связности (непрерывности) или вид соединения движений при выполнении письменных знаков и их элементов
В зависимости от того, в какой плоскости — только горизонтальной или горизонтальной с последующим переносом руки в вертикальную плоскость (с отрывом пера от листа бумаги) — выполняются движения при образовании букв и их элементов, различают два вида соединений:
- слитный,
- интервальный.
Количество движений при выполнении письменных знаков и их элементов
Рассматриваемый признак имеет идентификационное значение только в том случае, если письменный знак выполняется большими или меньшими по количеству движениями в сравнении с существующими стандартными прописями.
Последовательность движений при выполнении элементов в письменных знаках
Идентификационное значение этот частный признак почерка приобретает только в том случае, когда нарушается последовательность выполнения элементов по сравнению с предусмотренными типовыми прописями.
Относительное размещение движений
Относительное размещение движений рассматривается в отношении точек начала и окончания, точек соединения и пересечения движений при выполнении письменных знаков и их элементов. Эти размещения движений анализируются относительно линии письма, других элементов и письменных знаков.