Криминалистическое исследование почерка — различия между версиями
Материал из CrimLib.info
Ædroth (обсуждение | вклад) (→Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка) |
Ædroth (обсуждение | вклад) (→Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка) |
||
Строка 403: | Строка 403: | ||
*'''Маловыработанный почерк''' — это несформировавшийся почерк, отражающий начальную стадию образования навыка письма и характеризующийся небольшой устойчивостью, медленным темпом, низкой координацией движений: | *'''Маловыработанный почерк''' — это несформировавшийся почерк, отражающий начальную стадию образования навыка письма и характеризующийся небольшой устойчивостью, медленным темпом, низкой координацией движений: | ||
− | а) школьные (ученические), характерные для начального периода обучения письму | + | а) школьные (ученические), характерные для начального периода обучения письму; |
− | [[Файл:poch sch.png| | + | [[Файл:poch sch.png|none|Школьный почерк]] |
− | б) практически маловыработанные — почерки лиц, прекративших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко. Такие почерки отличаются нестройностью и нечеткостью, содержат ярко выраженные признаки низкой координации движений, особенно неравномерности протяженности, направления движений и размещения элементов текста | + | б) практически маловыработанные — почерки лиц, прекративших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко. Такие почерки отличаются нестройностью и нечеткостью, содержат ярко выраженные признаки низкой координации движений, особенно неравномерности протяженности, направления движений и размещения элементов текста. |
− | [[Файл:poch pract.png|none|Рис. 2| | + | [[Файл:poch pract.png|none|Рис. 2|практический маловыработанный почерк]] |
− | *'''Средневыработанный почерк''' — почерк с еще не сформировавшимся письменно-двигательным навыком. Такие почерки характерны для лиц, у которых формирование письменно-двигательного навыка закончилось в школьный период | + | *'''Средневыработанный почерк''' — почерк с еще не сформировавшимся письменно-двигательным навыком. Такие почерки характерны для лиц, у которых формирование письменно-двигательного навыка закончилось в школьный период. |
− | [[Файл:poch sredne.png| | + | [[Файл:poch sredne.png|none|Средневыработанный почерк]] |
*'''Высоковыработанный почерк''' — почерк с высокой степенью координации движений, простым строением почерка с элементами упрощения или усложнения; как правило, с большим количеством смен направлений движений при выполнении знаков и высоким темпом выполнения письменных знаков. Степень связности движений в высоковыработанном почерке может быть средней, малой или большой (Рис. 4). | *'''Высоковыработанный почерк''' — почерк с высокой степенью координации движений, простым строением почерка с элементами упрощения или усложнения; как правило, с большим количеством смен направлений движений при выполнении знаков и высоким темпом выполнения письменных знаков. Степень связности движений в высоковыработанном почерке может быть средней, малой или большой (Рис. 4). | ||
− | [[Файл:poch vysoko.png| | + | [[Файл:poch vysoko.png|none|Высоковыработанный почерк]] |
Bыcoкoвыpaбoтaнный пoчepк — этo cфopмиpoвaвшийcя пиcьмeннo-двигaтeльный нaвык, oтpaжaющий быcтpый тeмп, выcoкyю cтeпeнь кoopдинaции движeний и xapaктepизyющийcя ycтoйчивocтью пpизнaкoв. В практике встречаются также промежуточные группы выработанности: выше средней и ниже средней. | Bыcoкoвыpaбoтaнный пoчepк — этo cфopмиpoвaвшийcя пиcьмeннo-двигaтeльный нaвык, oтpaжaющий быcтpый тeмп, выcoкyю cтeпeнь кoopдинaции движeний и xapaктepизyющийcя ycтoйчивocтью пpизнaкoв. В практике встречаются также промежуточные группы выработанности: выше средней и ниже средней. |
Версия 22:34, 3 мая 2014
Почерк — основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе навыков (ФДКН) и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений.
В криминалистике под письмом понимают объект исследования, включающий:
а) письменную речь — совокупность языковых средств, использованных для письменного изложения мыслей, изучается автороведением;
б) почерк — характеризующий графическую технику письма, изучается почерковедением.
Содержание
- 1 Свойства почерка
- 2 Судебное почерковедение
- 3 Признаки почерка
- 3.1 Общие признаки, характеризующие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются
- 3.1.1 Размещение самостоятельных фрагментов относительно среза листа, относительно основного текста или относительно друг друга.
- 3.1.2 Наличие или отсутствие полей, их размеры, форма и направление.
- 3.1.3 Наличие и размер или отсутствие абзацного отступа, «красной строки».
- 3.1.4 Размер интервалов между строками.
- 3.1.5 Размер интервалов между словами.
- 3.1.6 Размещение линии письма относительно линии линовки бланковой строки (типографской линовки).
- 3.1.7 Направление линии письма в строке.
- 3.1.8 Форма линии письма в строке
- 3.1.9 Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом, положение знаков препинания относительно линии письма.
- 3.1.10 Положение знаков переноса
- 3.2 Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка
- 3.3 Общие признаки почерка, характеризующие структуру движений по их траектории
- 3.1 Общие признаки, характеризующие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются
Свойства почерка
К основным свойствам почерка, существенным для его экспертно-криминалистического исследования, относится индивидуальность почерка — это идентификационное качество, состоящее в неповторимости совокупности признаков почерка конкретного человека, отражающейся в единстве анатомических, физиологических и психических свойств. В основе формирования почерка лежит письменно-двигательный навык — система регулятивных процессов, сложившихся в индивидуальном опыте человека и позволяющих устойчиво и стандартно выполнять определенные действия. Индивидуальность почерка чело-века, у которого уже сформировался письменно двигательный навык, выражается в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях по отношению к стандартной прописи.
Основную роль в формировании письменно-двигательного навыка при обучении письму играют:
а)анатомические особенности пишущего — строение руки, строение глаз, особенности зрения и др.;
б)психофизиологические особенности — восприятие письменного знака. Это сложный, длительный процесс, в основе которого лежит формирование слухоречедвигательного и зрительного представлений о письменных знаках.
К обстоятельствам объективного характера относятся посадка исполнителя и другие условия письма, а также методика обучения письму. В результате, как правило, к 16—17 годам формируется неповторимый индивидуальный почерк.
Динамическая (относительная) устойчивость — идентификационное качество, состоящее в воспроизводимости (повторяемости) признаков почерка и их сохраняемости в пределах идентификационного периода при письме в различных условиях. Устойчивость почерка означает его определенную стереотипность (стабильность во времени) и сохраняемость (устойчивость относительно различного рода сбивающих факторов). Обычно почерк полностью стабилизируется к 25 годам.
На изменение почерка влияют следующие факторы:
• естественные — возрастные, непривычные условия, необычные пишущие принадлежности, состояние пишущего и др.;
• искусственные — маскировка и имитация. Маскировка может быть произведена путем замены пишущей руки, изменения шрифта (печатный, чертежный), замедления или увеличения скорости и др. Имитация — это подражание почерку другого лица;
• патологические изменения возникают в результате болезней и травм (расстройства психики, потеря руки и т.п.);
• вариационность — устойчивое видоизменение параметров однотипных движений при письме, являющееся следствием приспособления почерка к определенным условиям выполнения конкретной рукописи. Вариационность признака почерка — это наличие в рукописи одного человека разных вариантов признака, отражающих одну и ту же его характеристику.
Избирательная изменчивость— это свойство, отражаю-щее отклонения в деятельности функциональной двигательной системы пишущего, которые избирательно возникают при воз-действии на процесс письма сбивающих факторов.
Судебное почерковедение
Судебное почерковедение — это отрасль криминалистики, изучающая почерк и закономерности его судебно-экспертного исследования. Объектом судебного почерковедения является почерк и практика его экспертного исследования. Предметом судебного почерковедения являются:
- закономерности формирования и изменения функционально-динамического комплекса навыков (ФДКН), лежащего в основе почерка и отражающего деятельность исполнителя при под-готовке рукописи;
- закономерности экспертного исследования почерка (методы, методики решения задач СПЭ), т.е. закономерности, отражающие деятельность эксперта при исследовании рукописи.
История судебного почерковедения
В России первые сведения о проведении экспертизы письма относятся к началу XVII в. По русскому Своду законов сличением почерков могли заниматься люди, владеющие «тайной» письма — секретари присутственных мест, учителя чистописания, писцы, дьяки — люди, «сведущие» в письме.Поэтому первое направление развития судебного почерковедения и называют каллиграфическим.
Однако подлинно научным направлением развития почерковедения становится приметоописательное направление. Его основоположником является Альфонс Бертильон, который в 1887 г. предложил в статье «Сравнение почерков и графическая идентификация» перенести на процесс почерковедческого исследования принципы описания человека по разработанному им методу словесного портрета.
Родоначальником графометрического метода считается Эдмон Локар, применивший измерительный метод в исследовании почерка. Метод сводился к измерению ряда одноименных характеристик почерка в сравниваемых рукописях, которые затем фиксировались на графиках и сопоставлялись между собой.
Попыткой проникнуть в природу почерка, выя-вить закономерности его формирования становится графологическое направление. Графология — это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью. Возникновение ее связывают с именем итальянского врача Камилло Бальди («О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму», 1622).
История судебного почерковедения в России неразрывно связана с именем Е. Ф. Буринского. Ему и принадлежит авторство термина "почерковедение". Он был первым криминалистом, начавшим разрабатывать основы судебно-почерковедческой экспертизы с позиций естественных наук. Свои взгляды на почерк Е. Ф. Буринский изложил в работе «Судебная экспертиза документов» (1903), где он пишет о почерке как о «сложной функции многих переменных, между которыми первое место занимают анатомические и физиологические особенности пишущего».
Для экспериментальных исследований в современный период характерен комплексный подход, предполагающий изучение как собственно почерковых закономерностей, так и структуры процесса экспертного исследования почерка, активное обращение к математическим методам и использование ЭВМ. Объективность экспериментальных исследований растет за счет использования технических средств, расширяющих возможности эксперимента и позволяющих изучать динамические закономерности процесса письма, в особенности распределения нажима на пишущий прибор.
Методы почерковедения
- Общенаучные методы используются во всех науках: наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование и др.
- Частнонаучные методы — методы физиологии, психологии, физики, математики и других наук.
- Специальные методы — графические (алфавитная разработка), инструментальные (использование специальной линейки при определении пола исполнителя рукописи), количественные (установление факта намеренного изменения почерка скорописным способом), машинные (дифференционно-идентификационный алгоритм — ДИА), качественно-описательный метод (раздельный анализ общих признаков и выделение диагностических
признаков в исследуемой рукописи), комплексный (заключительная оценка результатов сравнительного исследования текстовых почерковых объектов).
Система почерковедения
- Общая часть носит теоретико-фундаментальный характер.
- Особенная часть по существу является методическим руководством для решения типовых задач судебно-почерковедческой экспертизы.
Классификация объектов исследования почерка
— по составу: текст и краткая запись могут иметь буквенный состав, либо цифровой состав, либо смешанный (буквы и цифры); подпись может быть буквенной транскрипции, безбуквенной транскрипции или смешанной транскрипции;
— по объему: текст большого объема (одна и более страницы), среднего объема (от 10 слов до страницы), малого объема (4—10 слов); краткая запись может состоять из одного-трех слов либо 1—7 цифр; подпись может быть неинформативная, малоинформативная и информативная;
— по условиям выполнения: рукописи, исполненные в обычных условиях; рукописи, исполненные в необычных условиях, не связанных с намерением изменить свой почерк; рукописи, исполненные необычным образом, связанным с умышленным изменением своего почерка.
Признаки почерка
Идентификационным признаком почерка следует считать особенность письменно-двигательного навыка, отображенную в рукописи и индивидуализирующую в комплексе с другими особенностями почерк конкретного лица. Признак почерка считается диагностическим, если он характеризует условия выполнения рукописи, влияющие на письменно-двигательный навык, и свойства личности писавшего.
Общие признаки, характеризующие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются
Размещение самостоятельных фрагментов относительно среза листа, относительно основного текста или относительно друг друга.
Признак контролируется зрительно и отражает навыки глазомерной ориентации пишущего при размещении фрагментов документа относительно: срезов листа бумаги, основного текста, других реквизитов документа и т.д. Данный признак учитывается при размещении:
- заголовков и обращений:
Размещение заголовков и обращений | ||
---|---|---|
В начале текста | На вышележащей строке | На расстоянии от текста |
В центре листа бумаги | В левом углу листа бумаги | В правом углу листа бумаги |
- даты:
Размещение даты | |||
---|---|---|---|
Над текстом | Под текстом | На вышележащей строке | На нижележащей строке |
На некотором расстоянии от текста | В центре | В левом углу | В правом углу |
- подписи:
Размещение подписи | |||
---|---|---|---|
На нижележащей строке | На некотором расстоянии от текста | В центре | В левом углу |
В правом углу | Параллельно горизонтальному срезу | В поднимающемся положении | В опускающемся положении |
- взаиморасположению подписи и даты:
Взаиморасположение подписи и даты | ||
---|---|---|
Выше | Ниже | Слева |
Справа | На одном уровне | Непосредственно под датой |
Наличие или отсутствие полей, их размеры, форма и направление.
Поля — отступы пишущего: от вертикальных срезов листа бумаги до начала строк; от окончания строк до правых вертикальных срезов листа бумаги — вертикальные, также могут быть горизонтальные — сверху, снизу.
Наличие и расположение полей | ||
---|---|---|
Левое | Правое | Левое и правое |
Форма полей | ||
---|---|---|
Прямоугольная | Трапецивидная (левонаклонная) | Трапецивидная (правонаклонная) |
Размеры поля определяются расстоянием от начальных или заключительных движений в строках относительно левого (правого) среза листа бумаги, первой и последней строки относительно верхнего и нижнего срезов и бывают: большой — свыше 3 см, средний — от 1 до 3 см, малый — до 1 см.
Форма линии полей — линия левого поля образована соединением крайних левых точек начал строк; правого поля — соединением крайних правых точек окончаний строк. Форма линии левого поля может быть: прямая (прямолинейная), дугообразная (выгнутая, вогнутая), ломаная (ступенчатая), извилистая.
Форма линии левого поля | |||
---|---|---|---|
Прямолинейная | Дугообразная | Ломаная (ступенчатая) | Извилистая |
Направление линии поля относительно вертикальных срезов может быть: левонаклонное, правонаклонное, без отклонений от вертикали.
Наличие и размер или отсутствие абзацного отступа, «красной строки».
Начальное движение в первой строке абзаца относительно начала других строк проявляется в размерах отступа от левого вертикального среза листа, т.е. в размерах красных строк.
Наличие, количество и размер красной строки | |||
---|---|---|---|
Большой (более 3 см) | Средний (от 2 до 3 см) | Малый (не более 2 см) | Смешанный |
Размер интервалов между строками.
Данный признак характеризует размещение строк относительно друг друга.
Интервалы определяются расстоянием между нижней линией строки и верхней линией следующей строки. Размер интервалов между строками исчисляется высотой строчных букв без надстрочных и подстрочных элементов, которые условно могут быть помещены между строками. Определяется как: большой — более двойной высоты строчной буквы; средний — равен двойной высоте буквы; малый — равен или несколько больше высоты строчной буквы.
Размер интервалов между словами.
Признак характеризует размещение рядом расположенных в строке слов относительно друг друга. Размер интервалов между словами исчисляется соответственно шириной строчных двухэлементных букв, которые условно могут быть помещены между словами. Интервал бывает: большой — более ширины двух букв; средний — равен ширине одной-двух букв; малый — менее ширины одной буквы; смешанный.
Размещение линии письма относительно линии линовки бланковой строки (типографской линовки).
Этот признак определяется в почерках рукописных текстов, выполненных на листах бумаги, имеющих линию линовки. Размещение может быть: над строкой, под строкой, совмещено со строкой, смешанное.
Размещение линии письма относительно бланковой строки | |||
---|---|---|---|
Над строкой | Под строкой | Совмещено со строкой | Смешанное |
Направление линии письма в строке.
Данный признак оценивается в рукописи, выполненной на нелинованной бумаге.
Направление линии письма в строке | ||||
---|---|---|---|---|
Горизонтальное | Поднимающееся | Опускающееся | Смешанное | С загибающимися вниз строками |
Форма линии письма в строке
Форма линии письма в строке может быть: прямолинейная, т.е. когда основания букв находятся на одной горизонтали, непрямолинейная (дуговая выгнутая и дуговая вогнутая).
Форма линии письма в строке | ||
---|---|---|
Прямолинейная | Дуговая выгнутая | Дуговая вогнутая |
Извилистая | Ступенчатая | Смешанная |
Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом, положение знаков препинания относительно линии письма.
Размер интервалов может быть: большой — больше двухэлементной буквы; средний — равен ширине буквы; малый — меньше ширины буквы; смешанный. Кроме того, оценивается положение знаков препинания относительно линии письма. Они могут располагаться: на линии письма, выше линии письма, ниже линии письма, также положение знаков препинания может быть смешанным.
Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом | |||
---|---|---|---|
Большой | Средний | Малый | Смешанный |
Положение знаков препинания относительно линии письма | |||
---|---|---|---|
На линии письма | Выше линии письма | Ниже линии письма | Смешанный |
Положение знаков переноса
Положение знаков переноса может быть следующим: на линии строки, выше линии строки, ниже линии строки, параллельно линии строки, опускающееся, поднимающееся, смешанное.
Положение знаков переноса | |||
---|---|---|---|
На линии строки | Выше линии строки | Ниже линии строки | Параллельно линии строки |
Опускающееся | Поднимающееся | Смешанное | |
Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка
Выработанность почерка
Выработанность почерка — это уровень овладения техникой письма, который проявляется в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми, скоординированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Его основными показателями служат координация движений, темп письма, дополнительными — ритмическая структура нажима, строение почерка, степень совершенства системы движений.
- Маловыработанный почерк — это несформировавшийся почерк, отражающий начальную стадию образования навыка письма и характеризующийся небольшой устойчивостью, медленным темпом, низкой координацией движений:
а) школьные (ученические), характерные для начального периода обучения письму;
б) практически маловыработанные — почерки лиц, прекративших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко. Такие почерки отличаются нестройностью и нечеткостью, содержат ярко выраженные признаки низкой координации движений, особенно неравномерности протяженности, направления движений и размещения элементов текста.
- Средневыработанный почерк — почерк с еще не сформировавшимся письменно-двигательным навыком. Такие почерки характерны для лиц, у которых формирование письменно-двигательного навыка закончилось в школьный период.
- Высоковыработанный почерк — почерк с высокой степенью координации движений, простым строением почерка с элементами упрощения или усложнения; как правило, с большим количеством смен направлений движений при выполнении знаков и высоким темпом выполнения письменных знаков. Степень связности движений в высоковыработанном почерке может быть средней, малой или большой (Рис. 4).
Bыcoкoвыpaбoтaнный пoчepк — этo cфopмиpoвaвшийcя пиcьмeннo-двигaтeльный нaвык, oтpaжaющий быcтpый тeмп, выcoкyю cтeпeнь кoopдинaции движeний и xapaктepизyющийcя ycтoйчивocтью пpизнaкoв. В практике встречаются также промежуточные группы выработанности: выше средней и ниже средней.
Темп движений при письме
Темп движений при письме — признак почерка, отражающий время выполнения отдельных букв и рукописи в целом. Темпы письма делятся на два вида. Первый из них — привычный, в свою очередь, подразделяется на: медленный, быстрый, средний. Второй вид темпа письма — непривычный. Он может быть — замедленным, ускоренным и неравномерным.
Координация движений
Координация движений — это признак почерка, отражающий согласованность (точность) движений пишущего лица, зависящую от степени и качества сформированности письменно-двигательного навыка. Координацию движений можно рассматривать применительно к двум группам движений:
а) точность в соблюдении параметров движения (направления и протяженности) при выполнении штрихов, элементов букв;
б) точность в соблюдении параметров движения (направления, протяженности, размещения и др.) при выполнении сочетаний букв, слов, фраз.
Строение почерка
Строение почерка по степени сложности отражает приближенность письменно-двигательного навыка к нормам прописей и по этому признаку почерк делится на три группы: простого строения, упрощенного и усложненного.
Общие признаки почерка, характеризующие структуру движений по их траектории
Преобладающая форма движений.
Наиболее распространенной является прямолинейно-дуговая форма движений, соответствующая нормам прописи. Отклонения от нее могут выражаться в следующих формах: угловатой, петлевой, овальной, ломанной, округлой, извилистой, а также в сочетаниях данных форм движений: дугообразно-петлевая.
Преобладающее направление движений.
Преобладающее направление движений рассматривается в отношении элементов букв, выполняемых сгибательными движениями, и в отношении дугообразных элементов букв. Направление движений при выполнении дугообразных эле-ментов букв рассматривается как левоокружное (и-образное дви-жение) и правоокружное (п-образное движение), обычно оно бывает смешанное (при равном проявлении как левоокружного, так и правоокружного направления движений).
Наклон.
Наклон почерка определяется положением вертикальной оси большинства письменных знаков относительно линии строки письма: отсутствие наклона (вертикальное расположение штрихов), левонаклонные, правонаклонные (наклон вправо примерно на 65° и более), косые (наклон вправо менее 50°), смешанные или неустойчивые.