Действия

Криминалистическое исследование почерка — различия между версиями

Материал из CrimLib.info

Share/Save/Bookmark
Строка 3: Строка 3:
 
В криминалистике под '''письмом''' понимают объект исследования, включающий:
 
В криминалистике под '''письмом''' понимают объект исследования, включающий:
  
а) письменную речь — совокупность языковых средств, использованных для письменного изложения мыслей, изучается [Автороведческая экспертиза|автороведением];
+
а) [[Письменная речь|письменную речь]] — совокупность языковых средств, использованных для письменного изложения мыслей, изучается [[Автороведческая экспертиза|автороведением]];
  
 
б) почерк — характеризующий графическую технику письма, изучается почерковедением.
 
б) почерк — характеризующий графическую технику письма, изучается почерковедением.

Версия 15:07, 7 февраля 2023

Почерк — основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе навыков (ФДКН) и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений.

В криминалистике под письмом понимают объект исследования, включающий:

а) письменную речь — совокупность языковых средств, использованных для письменного изложения мыслей, изучается автороведением;

б) почерк — характеризующий графическую технику письма, изучается почерковедением.

Содержание

Свойства почерка

К основным свойствам почерка, существенным для его экспертно-криминалистического исследования, относятся:

1. Индивидуальность почерка — идентификационное качество, состоящее в неповторимости совокупности признаков почерка конкретного человека, отражающейся в единстве анатомических, физиологических и психических свойств. В основе формирования почерка лежит письменно-двигательный навык — система регулятивных процессов, сложившихся в индивидуальном опыте человека и позволяющих устойчиво и стандартно выполнять определённые действия. Индивидуальность почерка человека, у которого уже сформировался письменно двигательный навык, выражается в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях по отношению к стандартной прописи.

Индивидуальность, формируемая, как правило, к 16—17 годам, складывается из субъективных и объективных факторов.

Из числа первых основную роль в формировании письменно-двигательного навыка при обучении письму играют:

  • анатомические особенности пишущего (строение руки, строение глаз, особенности зрения и др.);
  • психофизиологические особенности (восприятие письменного знака). Это сложный, длительный процесс, в основе которого лежит формирование слухоречедвигательного и зрительного представлений о письменных знаках.

К обстоятельствам объективного характера относятся:

  • посадка исполнителя;
  • другие условия письма;
  • методика обучения письму.

2. Динамическая (относительная) устойчивость — идентификационное качество, состоящее в воспроизводимости (повторяемости) признаков почерка и их сохраняемости в пределах идентификационного периода при письме в различных условиях.

Устойчивость почерка означает его определённую стереотипность (стабильность во времени) и сохраняемость (устойчивость относительно различного рода сбивающих факторов). Обычно почерк полностью стабилизируется к 25 годам.

На изменение почерка влияют следующие факторы:

  • Естественные — возрастные, непривычные условия, необычные пишущие принадлежности, состояние пишущего и др..
  • Искусственные — маскировка и имитация. Маскировка может быть произведена путём замены пишущей руки, изменения шрифта (печатный, чертёжный), замедления или увеличения скорости и др. Имитация — это подражание почерку другого лица.
  • Патологические изменения возникают в результате болезней и травм (расстройства психики, потеря руки и т. п.).
  • Вариационность — устойчивое видоизменение параметров однотипных движений при письме, являющееся следствием приспособления почерка к определённым условиям выполнения конкретной рукописи. Вариационность признака почерка — это наличие в рукописи одного человека разных вариантов признака, отражающих одну и ту же его характеристику (напрмиер, написание "т" прописью и печатно).

3. Избирательная изменчивость — свойство, отражающее отклонения в деятельности функциональной двигательной системы пишущего, которые избирательно возникают при воздействии на процесс письма сбивающих факторов.

Судебное почерковедение

Судебное почерковедение — это отрасль криминалистической техники, изучающая почерк и закономерности его судебно-экспертного исследования.

Объектом судебного почерковедения является почерк и практика его экспертного исследования.

Предметом судебного почерковедения являются:

  • закономерности формирования и изменения функционально-динамического комплекса навыков (ФДКН), лежащего в основе почерка и отражающего деятельность исполнителя при подготовке рукописи;
  • закономерности экспертного исследования почерка (методы, методики решения задач СПЭ), т. е. закономерности, отражающие деятельность эксперта при исследовании рукописи.

История судебного почерковедения

В России первые сведения о проведении экспертизы письма относятся к началу XVII в. По русскому Своду законов сличением почерков могли заниматься люди, владеющие «тайной» письма — секретари присутственных мест, учителя чистописания, писцы, дьяки — люди, «сведущие» в письме. Поэтому первое направление развития судебного почерковедения и называют каллиграфическим.

Однако подлинно научным направлением развития почерковедения становится приметоописательное направление. Его основоположником является Альфонс Бертильон, который в 1887 г. предложил в статье «Сравнение почерков и графическая идентификация» перенести на процесс почерковедческого исследования принципы описания человека по разработанному им методу словесного портрета.

Родоначальником графометрического метода считается Эдмон Локар, применивший измерительный метод в исследовании почерка. Метод сводился к измерению ряда одноимённых характеристик почерка в сравниваемых рукописях, которые затем фиксировались на графиках и сопоставлялись между собой.

Попыткой проникнуть в природу почерка, выявить закономерности его формирования становится графологическое направление. Графология — это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью. Возникновение её связывают с именем итальянского врача Камилло Бальди («О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму», 1622).

История судебного почерковедения в России неразрывно связана с именем Е. Ф. Буринского. Ему и принадлежит авторство термина "почерковедение". Он был первым криминалистом, начавшим разрабатывать основы судебно-почерковедческой экспертизы с позиций естественных наук. Свои взгляды на почерк Е. Ф. Буринский изложил в работе «Судебная экспертиза документов» (1903), где он пишет о почерке как о «сложной функции многих переменных, между которыми первое место занимают анатомические и физиологические особенности пишущего».

Для экспериментальных исследований в современный период характерен комплексный подход, предполагающий изучение как собственно почерковых закономерностей, так и структуры процесса экспертного исследования почерка, активное обращение к математическим методам и использование ЭВМ. Объективность экспериментальных исследований растёт за счёт использования технических средств, расширяющих возможности эксперимента и позволяющих изучать динамические закономерности процесса письма, в особенности распределения нажима на пишущий прибор.

Методы почерковедения

1. Общенаучные методы используются во всех науках:

2. Частнонаучные методы — методы отдельных наук:

  • физиологии,
  • психологии,
  • физики,
  • математики и др.

3. Специальные методы:

  • графические (алфавитная разработка),
  • инструментальные (использование специальной линейки при определении пола исполнителя рукописи),
  • количественные (установление факта намеренного изменения почерка скорописным способом),
  • машинные (дифференционно-идентификационный алгоритм — ДИА),
  • качественно-описательный (раздельный анализ общих признаков и выделение диагностических признаков в исследуемой рукописи),
  • комплексный (заключительная оценка результатов сравнительного исследования текстовых почерковых объектов).

Система почерковедения

  • Общая часть носит теоретико-фундаментальный характер.

Классификация объектов исследования почерка

1. По составу:

  • текст и краткая запись могут иметь буквенный, цифровой либо смешанный (буквы и цифры) состав;
  • подпись может быть буквенной, безбуквенной или смешанной транскрипции.

2. По объёму:

  • текст большого объёма (одна и более страниц);
  • среднего объёма (от 10 слов до страницы);
  • малого объёма (4—10 слов);
  • краткая запись (одно-три слова либо 1—7 цифр);
  • подпись информативная;
  • малоинформативная;
  • неинформативная.

3. По условиям выполнения:

  • рукописи, исполненные в обычных условиях;
  • рукописи, исполненные в необычных условиях, не связанных с намерением изменить свой почерк;
  • рукописи, исполненные необычным образом, связанным с умышленным изменением своего почерка.

Общие признаки почерка

Идентификационным признаком почерка следует считать особенность письменно-двигательного навыка, отображенную в рукописи и индивидуализирующую в комплексе с другими особенностями почерк конкретного лица.

Признак почерка считается диагностическим, если он характеризует условия выполнения рукописи, влияющие на письменно-двигательный навык, и свойства личности писавшего.

Общие признаки, характеризующие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются

Размещение самостоятельных фрагментов относительно среза листа, относительно основного текста или относительно друг друга

Признак контролируется зрительно и отражает навыки глазомерной ориентации пишущего при размещении фрагментов документа относительно: срезов листа бумаги, основного текста, других реквизитов документа и т. д. Данный признак учитывается при размещении:

  • заголовков и обращений:
Размещение заголовков и обращений
В начале текста На вышележащей строке На расстоянии от текста
В начале текста.png На вышележащей строке.png На расстоянии от текста.png
В центре листа бумаги В левом углу листа бумаги В правом углу листа бумаги
В центре листа бумаги.png В левом углу.png В правом углу.png
  • даты:
Размещение даты
Над текстом Под текстом На вышележащей строке На нижележащей строке
Дата над текстом.png Дата под текстом.png Дата на вышележащей.png Дата на нижележащей.png
На некотором расстоянии от текста В центре В левом углу В правом углу
Дата на расстоянии.png Дата в центре.png Дата в левом.png Дата в правом.png


  • подписи:
Размещение подписи
На нижележащей строке На некотором расстоянии от текста В центре В левом углу
Подпись на нижележащей.png Подпись на расстоянии.png Подпись в центре.png Подпись в левом.png
В правом углу Параллельно горизонтальному срезу В поднимающемся положении В опускающемся положении
Подпись в правом.png Подпись параллельно.png Подпись вверх.png Подпись вниз.png


  • взаимно подписи и даты:
Взаиморасположение подписи и даты
Выше Ниже Слева
Пд выше.png Пд ниже.png Пд слева.png
Справа На одном уровне Непосредственно под датой
Пд справа.png Пд на одном.png Пд непосредств.png


Наличие или отсутствие полей, их размеры, форма и направление

Поля — отступы пишущего: от вертикальных срезов листа бумаги до начала строк; от окончания строк до правых вертикальных срезов листа бумаги — вертикальные, также могут быть горизонтальные — сверху, снизу.

Наличие и расположение полей
Левое Правое Левое и правое
Поле левое.png Поле правое.png Поле левоправ.png


Форма полей
Прямоугольная Трапецивидная (левонаклонная) Трапецивидная (правонаклонная)
Поле прямо.png Поле левон.png Поле правон.png

Размеры поля определяются расстоянием от начальных или заключительных движений в строках относительно левого (правого) среза листа бумаги, первой и последней строки относительно верхнего и нижнего срезов и бывают:

  • большой — свыше 3 см,
  • средний — от 1 до 3 см,
  • малый — до 1 см.

Форма линии полей — линия левого поля образована соединением крайних левых точек начал строк; правого поля — соединением крайних правых точек окончаний строк. Форма линии поля может быть:

  • прямая (прямолинейная),
  • дугообразная (выгнутая, вогнутая),
  • ломаная (ступенчатая),
  • извилистая.
Форма линии левого поля
Прямолинейная Дугообразная Ломаная (ступенчатая) Извилистая
Форма прямо.png Форма дуговая.png Форма ломаная.png Форма извил.png

Направление линии поля относительно вертикальных срезов может быть:

  • левонаклонное,
  • правонаклонное,
  • без отклонений от вертикали.

Наличие и размер или отсутствие абзацного отступа, «красной строки»

Начальное движение в первой строке абзаца относительно начала других строк проявляется в размерах отступа от левого вертикального среза листа, т. е. в размерах красных строк.

Наличие, количество и размер красной строки
Большой (более 3 см) Средний (от 2 до 3 см) Малый (не более 2 см) Смешанный
Крстр бол.png Крстр сред.png Крстр мал.png Крстр смеш.png


Размер интервалов между строками

Данный признак характеризует размещение строк относительно друг друга.

Интервалы определяются расстоянием между нижней линией строки и верхней линией следующей строки. Размер интервалов между строками исчисляется высотой строчных букв без надстрочных и подстрочных элементов, которые условно могут быть помещены между строками. Определяется как:

  • большой — больше двойной высоты строчной буквы;
  • средний — равен двойной высоте буквы;
  • малый — равен или несколько больше высоты строчной буквы.

Размер интервалов между словами

Признак характеризует размещение рядом расположенных в строке слов относительно друг друга. Размер интервалов между словами исчисляется соответственно шириной строчных двухэлементных букв, которые условно могут быть помещены между словами. Интервал бывает:

  • большой — больше ширины двух букв;
  • средний — равен ширине одной-двух букв;
  • малый — меньше ширины одной буквы;
  • смешанный.

Размещение линии письма относительно линии линовки бланковой строки (типографской линовки)

Этот признак определяется в почерках рукописных текстов, выполненных на листах бумаги, имеющих линию линовки. Размещение может быть:

  • над строкой,
  • под строкой,
  • совмещено со строкой,
  • смешанное.
Размещение линии письма относительно бланковой строки
Над строкой Под строкой Совмещено со строкой Смешанное
Бс над.png Бс под.png Бс совм.png Бс смеш.png


Направление линии письма в строке

Данный признак оценивается в рукописи, выполненной на нелинованной бумаге.

Направление линии письма в строке
Горизонтальное Поднимающееся Опускающееся Смешанное С загибающимися вниз строками
Nl horiz.png Nl up.png Nl down.png Nl fuse.png Nl bend.png


Форма линии письма в строке

Форма линии письма в строке может быть:

  • прямолинейная, т. е. когда основания букв находятся на одной горизонтали,
  • непрямолинейная (дуговая выгнутая и дуговая вогнутая).
Форма линии письма в строке
Прямолинейная Дуговая выгнутая Дуговая вогнутая
Fl str.png Fl cam.png Fl con.png
Извилистая Ступенчатая Смешанная
Fl serp.png Fl stage.png Fl fuse.png


Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом, положение знаков препинания относительно линии письма

Размер интервалов может быть:

  • большой — больше двухэлементной буквы;
  • средний — равен ширине буквы;
  • малый — меньше ширины буквы;
  • смешанный.

Кроме того, оценивается положение знаков препинания относительно линии письма. Они могут располагаться:

  • на линии письма,
  • выше линии письма,
  • ниже линии письма,
  • смешанно.
Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом
Большой Средний Малый Смешанный
Ip l.png Ip m.png Ip s.png Ip fuse.png
Положение знаков препинания относительно линии письма
На линии письма Выше линии письма Ниже линии письма Смешанное
Zp on.png Zp up.png Zp down.png Zp fuse.png


Положение знаков переноса

Положение знаков переноса может быть следующим:

  • на линии строки,
  • выше линии строки,
  • ниже линии строки,
  • параллельно линии строки,
  • опускающееся,
  • поднимающееся,
  • смешанное.
Положение знаков переноса
На линии строки Выше линии строки Ниже линии строки
Pz on.png Pz up.png Pz down.png
Параллельно линии строки Опускающееся Поднимающееся Смешанное
Pz par.png Pz vv.png Pz vn.png Pz fuse.png


Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка

Выработанность почерка

Выработанность почерка — уровень овладения техникой письма, который проявляется в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми, скоординированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Его основными показателями служат

  • координация движений,
  • темп письма;

дополнительными —

  • ритмическая структура нажима,
  • строение почерка,
  • степень совершенства системы движений.

Соответственно, в зависимости от степени выработанности различают:

1. Маловыработанный почерк — это несформировавшийся почерк, отражающий начальную стадию образования навыка письма и характеризующийся небольшой устойчивостью, медленным темпом, низкой координацией движений:

  • Школьные (ученические), характерные для начального периода обучения письму.
Школьный почерк
  • Практически маловыработанные — почерки лиц, прекративших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко. Такие почерки отличаются нестройностью и нечёткостью, содержат ярко выраженные признаки низкой координации движений, особенно неравномерности протяжённости, направления движений и размещения элементов текста.
практический маловыработанный почерк

2. Средневыработанный почерк — почерк с ещё не сформировавшимся письменно-двигательным навыком. Такие почерки характерны для лиц, у которых формирование письменно-двигательного навыка закончилось в школьный период.

Средневыработанный почерк

3. Высоковыработанный почерк — почерк с высокой степенью координации движений, простым строением почерка с элементами упрощения или усложнения; как правило, с большим количеством смен направлений движений при выполнении знаков и высоким темпом выполнения письменных знаков. Степень связности движений в высоковыработанном почерке может быть средней, малой или большой.

Высоковыработанный почерк

В практике встречаются также промежуточные группы выработанности: выше средней и ниже средней.

Темп движений при письме

Темп движений при письме — признак почерка, отражающий время выполнения отдельных букв и рукописи в целом. Темпы письма делятся на два вида.

Первый из них — привычный, в свою очередь, подразделяется на:

  • медленный,
  • быстрый,
  • средний.

Второй вид темпа письма — непривычный. Он может быть:

  • замедленным,
  • ускоренным,
  • неравномерным.

Координация движений

Координация движений — признак почерка, отражающий согласованность (точность) движений пишущего лица, зависящую от степени и качества сформированности письменно-двигательного навыка. Координацию движений можно рассматривать применительно к двум группам движений:

  • точность в соблюдении параметров движения (направления и протяжённости) при выполнении штрихов, элементов букв;
  • точность в соблюдении параметров движения (направления, протяжённости, размещения и др.) при выполнении сочетаний букв, слов, фраз.

Строение почерка

Строение почерка по степени сложности отражает приближённость письменно-двигательного навыка к нормам прописей и по этому признаку почерк делится на три группы:

  • простого строения,
  • упрощённого,
  • усложнённого.

Общие признаки почерка, характеризующие структуру движений по их траектории

Преобладающая форма движений

Наиболее распространённой является прямолинейно-дуговая форма движений, соответствующая нормам прописи. Отклонения от неё могут выражаться в следующих формах:

  • угловатой,
  • петлевой,
  • овальной,
  • ломаной,
  • округлой,
  • извилистой,
  • дугообразно-петлевой.

Преобладающее направление движений

Преобладающее направление движений рассматривается в отношении элементов букв, выполняемых сгибательными движениями, и в отношении дугообразных элементов букв.

Направление движений при выполнении дугообразных элементов букв рассматривается как левоокружное ("и"-образное движение) и правоокружное ("п"-образное движение), обычно оно бывает смешанное (при равном проявлении как левоокружного, так и правоокружного направления движений).

Наклон

Наклон почерка определяется положением вертикальной оси большинства письменных знаков относительно линии строки письма:

  • отсутствие наклона (вертикальное расположение штрихов),
  • левонаклонные,
  • правонаклонные (наклон вправо примерно на 65° и более),
  • косые (наклон вправо менее 50°),
  • смешанные,
  • неустойчивые.
Наклон
Отсутствие наклона Na null.png
Правый Na right.png
Левый Na left.png
Смешанный Na fuse.png

Размер почерка

Размер почерка — протяжённость движений по вертикали. Размер почерка определяется относительно строчных букв и бывает:

  • большой — более 4 мм;
  • средний — от 2 до 4 мм;
  • малый — до 2 мм;
  • смешанный.

Разгон почерка

Разгон почерка — это отношение протяжённости по горизонтали к протяжённости по вертикали. Он может быть:

  • большим — размер интервалов между основными элементами букв или буквами равен либо превышает их высоту,
  • средним — размер интервалов между основными элементами букв и буквами составляет от 1/2 высоты до высоты букв,
  • малым — когда размер интервалов между основными элементами букв и буквами равен 1/2 высоты и менее.

При диспропорции ширины букв и интервалов между ними (например, в случае если разгон средний, а расстановка широкая) отличительным признаком является расстановка знаков — соотношение протяжённости интервалов между буквами и ширины букв, которая подразделяется на:

  • широкую — интервал между буквами превышает их ширину,
  • узкую — интервал между буквами меньше половины их ширины.

Степень связности

Степень связности определяется количеством букв, выполненных без отрыва пишущего прибора от бумаги, и бывает:

  • сплошная — непрерывно выполняются все буквы в словах;
  • большая — когда непрерывно выполнены 6 и более букв;
  • малая — непрерывно выполнены 4—5 букв в слове;
  • отсутствующая — все буквы пишутся раздельно.

При анализе связанности должно отличаться слитное соединение от разновидности интервального соединения (примыкающего).

Степень и характер нажима

Степень и характер нажима — признак почерка, отражающий степень и характер затрачиваемых при письме усилий, реализуемых в вертикальной плоскости. Нажим проявляется в следующих показателях: ширине штриха и распределении плотности красителя. Характеризуется по трём параметрам:

  • степени (силе),
  • дифференцированности,
  • стандартности.
Нажим
Слабый Средний Сильный Смешанный
Nz sl.png Nz sr.png Nz si.png Nz fuse.png

Дифференцированность нажима — наличие или отсутствие различий между степенью усилий при выполнении разных сгибательных и разгибательных движений — различается по двухчленной градации:

  • дифференцированный,
  • недифференцированный.

Частные признаки почерка

Частные признаки почерка — это характеристики, проявляющиеся при выполнении особенностей движений при написании отдельных знаков, элементов и частей элементов.

Сложность движений (строение) при выполнении букв

Этот признак включается в совокупность идентификационных признаков только в случаях выполнения элементов письменных знаков и знаков в целом или упрощёнными или усложнёнными движениями, т. е. в случаях выполнения букв и их элементов с отклонениями от установленных общепринятых прописей.

Сложность движений при выполнении букв бывает:

  • простая,
  • упрощённая,
  • усложнённая.
Сложность движений при выполнении букв

Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов

Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов, как уже отмечалось, может быть прямолинейной и криволинейной.

Прямолинейные движения по траектории могут в сочетании образовывать

  • углы,
  • треугольники,
  • ломаные линии.
Fo dvi.png

Криволинейные движения по траектории подразделяются на

  • извилистые,
  • круги,
  • овалы,
  • дуги,
  • петли.

Форма движений при написании строчных, подстрочных и надстрочных элементов письменных знаков, выполненных в соответствии с прописями прямолинейными движениями, может быть изменена на:

  • угловатую,
  • дуговую,
  • извилистую,
  • полуовальную,
  • овальную.

В заключении эксперта требуется не только отметить совпадение или различие этого признака в сравниваемых почерках, но и расшифровать, какая именно форма движения отобразилась при выполнении и соединении письменных знаков.

Например, форма движений при выполнении: верхней части буквы «о» — угловатая; надстрочного элемента буквы «и» — петлевая; заключительной части второго элемента буквы «я» — прямолинейная; дополнительного элемента буквы «т» — извилистая; форма движений при соединении букв «ин» — дуговая и т. д.

Fo dvi2.png

Направление движений при выполнении письменных знаков и их элементов

Данный частный признак почерка эксперт всегда должен анализировать с учётом формы движений при выполнении определённых элементов.

Na dvi.png

Протяжённость движений при выполнении письменных знаков и их элементов

Этот частный признак почерка применяется для характеристики размерных особенностей движения при выполнении букв и элементов.

Например: «...установлены совпадения по следующим частным признакам почерка… протяжённости движений при выполнении: по вертикали буквы “з” — больше других букв, буквы “о” — меньше других букв, подстрочного элемента буквы “д” — в 2 раза больше строчного элемента; по горизонтали надстрочного дополнительного элемента буквы “т” — в 2 раза меньше ширины буквы...» и т. д.

Pro dvi.png

Степень связности (непрерывности) или вид соединения движений при выполнении письменных знаков и их элементов

В зависимости от того, в какой плоскости — только горизонтальной или горизонтальной с последующим переносом руки в вертикальную плоскость (с отрывом пера от листа бумаги) — выполняются движения при образовании букв и их элементов, различают два вида соединений:

  • слитный,
  • интервальный.

Количество движений при выполнении письменных знаков и их элементов

Рассматриваемый признак имеет идентификационное значение только в том случае, если письменный знак выполняется большими или меньшими по количеству движениями в сравнении с существующими стандартными прописями.

Последовательность движений при выполнении элементов в письменных знаках

Идентификационное значение этот частный признак почерка приобретает только в том случае, когда нарушается последовательность выполнения элементов по сравнению с предусмотренными типовыми прописями.

Относительное размещение движений

Относительное размещение движений рассматривается в отношении точек начала и окончания, точек соединения и пересечения движений при выполнении письменных знаков и их элементов. Эти размещения движений анализируются относительно линии письма, других элементов и письменных знаков.

Смотри также

Скачать

Дополнительная литература