Криминалистическое исследование почерка — различия между версиями
Материал из CrimLib.info
Ædroth (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Почерк''' — основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплекс…») |
Ædroth (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Почерк''' — основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе навыков (ФДКН) и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений. | '''Почерк''' — основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе навыков (ФДКН) и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений. | ||
− | Судебное почерковедение — это отрасль криминалистики, изучающая почерк и закономерности его судебно-экспертного исследования. Объектом судебного почерковедения является почерк и практика его экспертного исследования. Предметом судебного почерковедения являются: | + | '''Судебное почерковедение''' — это отрасль [[Криминалистика|криминалистики]], изучающая почерк и закономерности его судебно-экспертного исследования. Объектом судебного почерковедения является почерк и практика его экспертного исследования. Предметом судебного почерковедения являются: |
− | + | * закономерности формирования и изменения функционально-динамического комплекса навыков (ФДКН), лежащего в основе почерка и отражающего деятельность исполнителя при под-готовке рукописи; | |
− | + | * закономерности экспертного исследования почерка (методы, методики решения задач СПЭ), т.е. закономерности, отражающие деятельность эксперта при исследовании рукописи. | |
− | == | + | ==История судебного почерковедения== |
+ | В России первые сведения о проведении экспертизы письма относятся к началу XVII в. По русскому Своду законов сличением почерков могли заниматься люди, владеющие «тайной» письма — секретари присутственных мест, учителя чистописания, писцы, дьяки — люди, «сведущие» в письме.Поэтому первое направление развития судебного почерковедения и называют '''каллиграфическим'''. | ||
+ | |||
+ | Однако подлинно научным направлением развития почерковедения становится '''приметоописательное''' направление. Его основоположником является [[Бертильон, Альфонс|Альфонс Бертильон]], который в 1887 г. предложил в статье «Сравнение почерков и графическая идентификация» перенести на процесс почерковедческого исследования принципы описания человека по разработанному им методу [[Словесный портрет|словесного портрета]]. | ||
+ | |||
+ | Родоначальником '''графометрического''' метода считается Эдмон Локар, применивший измерительный метод в исследовании почерка. Метод сводился к измерению ряда одноименных характеристик почерка в сравниваемых рукописях, которые затем фиксировались на графиках и сопоставлялись между собой. | ||
+ | |||
+ | Попыткой проникнуть в природу почерка, выя-вить закономерности его формирования становится графологическое направление. '''Графология''' — это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью. Возникновение ее связывают с именем итальянского врача Камилло Бальди («О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму», 1622). | ||
+ | |||
+ | История судебного почерковедения в России неразрывно связана с именем [[Буринский Е. Ф.|Е. Ф. Буринского]]. Ему и принадлежит авторство термина "почерковедение". Он был первым криминалистом, начавшим разрабатывать основы судебно-почерковедческой экспертизы с позиций естественных наук. Свои взгляды на почерк Е. Ф. Буринский изложил в работе «Судебная экспертиза документов» (1903), где он пишет о почерке | ||
+ | как о «сложной функции многих переменных, между которыми первое место занимают анатомические и физиологические особенности пишущего». | ||
+ | |||
+ | Для экспериментальных исследований в современный период характерен комплексный подход, предполагающий изучение как собственно почерковых закономерностей, так и структуры процесса экспертного исследования почерка, активное обращение к математическим методам и использование ЭВМ. Объективность экспериментальных исследований растет за счет использования технических средств, расширяющих возможности эксперимента и позволяющих изучать динамические закономерности процесса письма, в особенности распределения нажима на пишущий прибор. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Category:Криминалистика]] | ||
+ | [[Category:Криминалистическая техника]] |
Версия 15:32, 24 апреля 2014
Почерк — основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе навыков (ФДКН) и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений.
Судебное почерковедение — это отрасль криминалистики, изучающая почерк и закономерности его судебно-экспертного исследования. Объектом судебного почерковедения является почерк и практика его экспертного исследования. Предметом судебного почерковедения являются:
- закономерности формирования и изменения функционально-динамического комплекса навыков (ФДКН), лежащего в основе почерка и отражающего деятельность исполнителя при под-готовке рукописи;
- закономерности экспертного исследования почерка (методы, методики решения задач СПЭ), т.е. закономерности, отражающие деятельность эксперта при исследовании рукописи.
История судебного почерковедения
В России первые сведения о проведении экспертизы письма относятся к началу XVII в. По русскому Своду законов сличением почерков могли заниматься люди, владеющие «тайной» письма — секретари присутственных мест, учителя чистописания, писцы, дьяки — люди, «сведущие» в письме.Поэтому первое направление развития судебного почерковедения и называют каллиграфическим.
Однако подлинно научным направлением развития почерковедения становится приметоописательное направление. Его основоположником является Альфонс Бертильон, который в 1887 г. предложил в статье «Сравнение почерков и графическая идентификация» перенести на процесс почерковедческого исследования принципы описания человека по разработанному им методу словесного портрета.
Родоначальником графометрического метода считается Эдмон Локар, применивший измерительный метод в исследовании почерка. Метод сводился к измерению ряда одноименных характеристик почерка в сравниваемых рукописях, которые затем фиксировались на графиках и сопоставлялись между собой.
Попыткой проникнуть в природу почерка, выя-вить закономерности его формирования становится графологическое направление. Графология — это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью. Возникновение ее связывают с именем итальянского врача Камилло Бальди («О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму», 1622).
История судебного почерковедения в России неразрывно связана с именем Е. Ф. Буринского. Ему и принадлежит авторство термина "почерковедение". Он был первым криминалистом, начавшим разрабатывать основы судебно-почерковедческой экспертизы с позиций естественных наук. Свои взгляды на почерк Е. Ф. Буринский изложил в работе «Судебная экспертиза документов» (1903), где он пишет о почерке как о «сложной функции многих переменных, между которыми первое место занимают анатомические и физиологические особенности пишущего».
Для экспериментальных исследований в современный период характерен комплексный подход, предполагающий изучение как собственно почерковых закономерностей, так и структуры процесса экспертного исследования почерка, активное обращение к математическим методам и использование ЭВМ. Объективность экспериментальных исследований растет за счет использования технических средств, расширяющих возможности эксперимента и позволяющих изучать динамические закономерности процесса письма, в особенности распределения нажима на пишущий прибор.