Криминалистическое исследование почерка
Материал из CrimLib.info
Почерк — основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе навыков (ФДКН) и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений.
В криминалистике под письмом понимают объект исследования, включающий:
а) письменную речь — совокупность языковых средств, использованных для письменного изложения мыслей, изучается [Автороведческая экспертиза|автороведением];
б) почерк — характеризующий графическую технику письма, изучается почерковедением.
Содержание
- 1 Свойства почерка
- 2 Судебное почерковедение
- 3 Общие признаки почерка
- 3.1 Общие признаки, характеризующие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются
- 3.1.1 Размещение самостоятельных фрагментов относительно среза листа, относительно основного текста или относительно друг друга
- 3.1.2 Наличие или отсутствие полей, их размеры, форма и направление
- 3.1.3 Наличие и размер или отсутствие абзацного отступа, «красной строки»
- 3.1.4 Размер интервалов между строками
- 3.1.5 Размер интервалов между словами
- 3.1.6 Размещение линии письма относительно линии линовки бланковой строки (типографской линовки)
- 3.1.7 Направление линии письма в строке
- 3.1.8 Форма линии письма в строке
- 3.1.9 Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом, положение знаков препинания относительно линии письма
- 3.1.10 Положение знаков переноса
- 3.2 Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка
- 3.3 Общие признаки почерка, характеризующие структуру движений по их траектории
- 3.1 Общие признаки, характеризующие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются
- 4 Частные признаки почерка
- 4.1 Сложность движений (строение) при выполнении букв
- 4.2 Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов
- 4.3 Направление движений при выполнении письменных знаков и их элементов
- 4.4 Протяжённость движений при выполнении письменных знаков и их элементов
- 4.5 Степень связности (непрерывности) или вид соединения движений при выполнении письменных знаков и их элементов
- 4.6 Количество движений при выполнении письменных знаков и их элементов
- 4.7 Последовательность движений при выполнении элементов в письменных знаках
- 4.8 Относительное размещение движений
- 5 Смотри также
- 6 Скачать
- 7 Дополнительная литература
Свойства почерка
К основным свойствам почерка, существенным для его экспертно-криминалистического исследования, относятся:
1. Индивидуальность почерка — идентификационное качество, состоящее в неповторимости совокупности признаков почерка конкретного человека, отражающейся в единстве анатомических, физиологических и психических свойств. В основе формирования почерка лежит письменно-двигательный навык — система регулятивных процессов, сложившихся в индивидуальном опыте человека и позволяющих устойчиво и стандартно выполнять определённые действия. Индивидуальность почерка человека, у которого уже сформировался письменно двигательный навык, выражается в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях по отношению к стандартной прописи.
Индивидуальность, формируемая, как правило, к 16—17 годам, складывается из субъективных и объективных факторов.
Из числа первых основную роль в формировании письменно-двигательного навыка при обучении письму играют:
- анатомические особенности пишущего (строение руки, строение глаз, особенности зрения и др.);
- психофизиологические особенности (восприятие письменного знака). Это сложный, длительный процесс, в основе которого лежит формирование слухоречедвигательного и зрительного представлений о письменных знаках.
К обстоятельствам объективного характера относятся:
- посадка исполнителя;
- другие условия письма;
- методика обучения письму.
2. Динамическая (относительная) устойчивость — идентификационное качество, состоящее в воспроизводимости (повторяемости) признаков почерка и их сохраняемости в пределах идентификационного периода при письме в различных условиях.
Устойчивость почерка означает его определённую стереотипность (стабильность во времени) и сохраняемость (устойчивость относительно различного рода сбивающих факторов). Обычно почерк полностью стабилизируется к 25 годам.
На изменение почерка влияют следующие факторы:
- Естественные — возрастные, непривычные условия, необычные пишущие принадлежности, состояние пишущего и др..
- Искусственные — маскировка и имитация. Маскировка может быть произведена путём замены пишущей руки, изменения шрифта (печатный, чертёжный), замедления или увеличения скорости и др. Имитация — это подражание почерку другого лица.
- Патологические изменения возникают в результате болезней и травм (расстройства психики, потеря руки и т. п.).
- Вариационность — устойчивое видоизменение параметров однотипных движений при письме, являющееся следствием приспособления почерка к определённым условиям выполнения конкретной рукописи. Вариационность признака почерка — это наличие в рукописи одного человека разных вариантов признака, отражающих одну и ту же его характеристику (напрмиер, написание "т" прописью и печатно).
3. Избирательная изменчивость — свойство, отражающее отклонения в деятельности функциональной двигательной системы пишущего, которые избирательно возникают при воздействии на процесс письма сбивающих факторов.
Судебное почерковедение
Судебное почерковедение — это отрасль криминалистической техники, изучающая почерк и закономерности его судебно-экспертного исследования.
Объектом судебного почерковедения является почерк и практика его экспертного исследования.
Предметом судебного почерковедения являются:
- закономерности формирования и изменения функционально-динамического комплекса навыков (ФДКН), лежащего в основе почерка и отражающего деятельность исполнителя при подготовке рукописи;
- закономерности экспертного исследования почерка (методы, методики решения задач СПЭ), т. е. закономерности, отражающие деятельность эксперта при исследовании рукописи.
История судебного почерковедения
В России первые сведения о проведении экспертизы письма относятся к началу XVII в. По русскому Своду законов сличением почерков могли заниматься люди, владеющие «тайной» письма — секретари присутственных мест, учителя чистописания, писцы, дьяки — люди, «сведущие» в письме. Поэтому первое направление развития судебного почерковедения и называют каллиграфическим.
Однако подлинно научным направлением развития почерковедения становится приметоописательное направление. Его основоположником является Альфонс Бертильон, который в 1887 г. предложил в статье «Сравнение почерков и графическая идентификация» перенести на процесс почерковедческого исследования принципы описания человека по разработанному им методу словесного портрета.
Родоначальником графометрического метода считается Эдмон Локар, применивший измерительный метод в исследовании почерка. Метод сводился к измерению ряда одноимённых характеристик почерка в сравниваемых рукописях, которые затем фиксировались на графиках и сопоставлялись между собой.
Попыткой проникнуть в природу почерка, выявить закономерности его формирования становится графологическое направление. Графология — это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью. Возникновение её связывают с именем итальянского врача Камилло Бальди («О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму», 1622).
История судебного почерковедения в России неразрывно связана с именем Е. Ф. Буринского. Ему и принадлежит авторство термина "почерковедение". Он был первым криминалистом, начавшим разрабатывать основы судебно-почерковедческой экспертизы с позиций естественных наук. Свои взгляды на почерк Е. Ф. Буринский изложил в работе «Судебная экспертиза документов» (1903), где он пишет о почерке как о «сложной функции многих переменных, между которыми первое место занимают анатомические и физиологические особенности пишущего».
Для экспериментальных исследований в современный период характерен комплексный подход, предполагающий изучение как собственно почерковых закономерностей, так и структуры процесса экспертного исследования почерка, активное обращение к математическим методам и использование ЭВМ. Объективность экспериментальных исследований растёт за счёт использования технических средств, расширяющих возможности эксперимента и позволяющих изучать динамические закономерности процесса письма, в особенности распределения нажима на пишущий прибор.
Методы почерковедения
1. Общенаучные методы используются во всех науках:
- наблюдение,
- измерение,
- описание,
- сравнение,
- эксперимент,
- моделирование и др.
2. Частнонаучные методы — методы отдельных наук:
- физиологии,
- психологии,
- физики,
- математики и др.
3. Специальные методы:
- графические (алфавитная разработка),
- инструментальные (использование специальной линейки при определении пола исполнителя рукописи),
- количественные (установление факта намеренного изменения почерка скорописным способом),
- машинные (дифференционно-идентификационный алгоритм — ДИА),
- качественно-описательный (раздельный анализ общих признаков и выделение диагностических признаков в исследуемой рукописи),
- комплексный (заключительная оценка результатов сравнительного исследования текстовых почерковых объектов).
Система почерковедения
- Общая часть носит теоретико-фундаментальный характер.
- Особенная часть по существу является методическим руководством для решения типовых задач судебно-почерковедческой экспертизы.
Классификация объектов исследования почерка
1. По составу:
- текст и краткая запись могут иметь буквенный, цифровой либо смешанный (буквы и цифры) состав;
- подпись может быть буквенной, безбуквенной или смешанной транскрипции.
2. По объёму:
- текст большого объёма (одна и более страниц);
- среднего объёма (от 10 слов до страницы);
- малого объёма (4—10 слов);
- краткая запись (одно-три слова либо 1—7 цифр);
- подпись информативная;
- малоинформативная;
- неинформативная.
3. По условиям выполнения:
- рукописи, исполненные в обычных условиях;
- рукописи, исполненные в необычных условиях, не связанных с намерением изменить свой почерк;
- рукописи, исполненные необычным образом, связанным с умышленным изменением своего почерка.
Общие признаки почерка
Идентификационным признаком почерка следует считать особенность письменно-двигательного навыка, отображенную в рукописи и индивидуализирующую в комплексе с другими особенностями почерк конкретного лица.
Признак почерка считается диагностическим, если он характеризует условия выполнения рукописи, влияющие на письменно-двигательный навык, и свойства личности писавшего.
Общие признаки, характеризующие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются
Размещение самостоятельных фрагментов относительно среза листа, относительно основного текста или относительно друг друга
Признак контролируется зрительно и отражает навыки глазомерной ориентации пишущего при размещении фрагментов документа относительно: срезов листа бумаги, основного текста, других реквизитов документа и т. д. Данный признак учитывается при размещении:
- заголовков и обращений:
В начале текста | На вышележащей строке | На расстоянии от текста |
В центре листа бумаги | В левом углу листа бумаги | В правом углу листа бумаги |
- даты:
Над текстом | Под текстом | На вышележащей строке | На нижележащей строке |
На некотором расстоянии от текста | В центре | В левом углу | В правом углу |
- подписи:
На нижележащей строке | На некотором расстоянии от текста | В центре | В левом углу |
В правом углу | Параллельно горизонтальному срезу | В поднимающемся положении | В опускающемся положении |
- взаимно подписи и даты:
Выше | Ниже | Слева |
Справа | На одном уровне | Непосредственно под датой |
Наличие или отсутствие полей, их размеры, форма и направление
Поля — отступы пишущего: от вертикальных срезов листа бумаги до начала строк; от окончания строк до правых вертикальных срезов листа бумаги — вертикальные, также могут быть горизонтальные — сверху, снизу.
Левое | Правое | Левое и правое |
Прямоугольная | Трапецивидная (левонаклонная) | Трапецивидная (правонаклонная) |
Размеры поля определяются расстоянием от начальных или заключительных движений в строках относительно левого (правого) среза листа бумаги, первой и последней строки относительно верхнего и нижнего срезов и бывают:
- большой — свыше 3 см,
- средний — от 1 до 3 см,
- малый — до 1 см.
Форма линии полей — линия левого поля образована соединением крайних левых точек начал строк; правого поля — соединением крайних правых точек окончаний строк. Форма линии поля может быть:
- прямая (прямолинейная),
- дугообразная (выгнутая, вогнутая),
- ломаная (ступенчатая),
- извилистая.
Прямолинейная | Дугообразная | Ломаная (ступенчатая) | Извилистая |
Направление линии поля относительно вертикальных срезов может быть:
- левонаклонное,
- правонаклонное,
- без отклонений от вертикали.
Наличие и размер или отсутствие абзацного отступа, «красной строки»
Начальное движение в первой строке абзаца относительно начала других строк проявляется в размерах отступа от левого вертикального среза листа, т. е. в размерах красных строк.
Большой (более 3 см) | Средний (от 2 до 3 см) | Малый (не более 2 см) | Смешанный |
Размер интервалов между строками
Данный признак характеризует размещение строк относительно друг друга.
Интервалы определяются расстоянием между нижней линией строки и верхней линией следующей строки. Размер интервалов между строками исчисляется высотой строчных букв без надстрочных и подстрочных элементов, которые условно могут быть помещены между строками. Определяется как:
- большой — больше двойной высоты строчной буквы;
- средний — равен двойной высоте буквы;
- малый — равен или несколько больше высоты строчной буквы.
Размер интервалов между словами
Признак характеризует размещение рядом расположенных в строке слов относительно друг друга. Размер интервалов между словами исчисляется соответственно шириной строчных двухэлементных букв, которые условно могут быть помещены между словами. Интервал бывает:
- большой — больше ширины двух букв;
- средний — равен ширине одной-двух букв;
- малый — меньше ширины одной буквы;
- смешанный.
Размещение линии письма относительно линии линовки бланковой строки (типографской линовки)
Этот признак определяется в почерках рукописных текстов, выполненных на листах бумаги, имеющих линию линовки. Размещение может быть:
- над строкой,
- под строкой,
- совмещено со строкой,
- смешанное.
Над строкой | Под строкой | Совмещено со строкой | Смешанное |
Направление линии письма в строке
Данный признак оценивается в рукописи, выполненной на нелинованной бумаге.
Горизонтальное | Поднимающееся | Опускающееся | Смешанное | С загибающимися вниз строками |
Форма линии письма в строке
Форма линии письма в строке может быть:
- прямолинейная, т. е. когда основания букв находятся на одной горизонтали,
- непрямолинейная (дуговая выгнутая и дуговая вогнутая).
Прямолинейная | Дуговая выгнутая | Дуговая вогнутая |
Извилистая | Ступенчатая | Смешанная |
Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом, положение знаков препинания относительно линии письма
Размер интервалов может быть:
- большой — больше двухэлементной буквы;
- средний — равен ширине буквы;
- малый — меньше ширины буквы;
- смешанный.
Кроме того, оценивается положение знаков препинания относительно линии письма. Они могут располагаться:
- на линии письма,
- выше линии письма,
- ниже линии письма,
- смешанно.
Большой | Средний | Малый | Смешанный |
На линии письма | Выше линии письма | Ниже линии письма | Смешанное |
Положение знаков переноса
Положение знаков переноса может быть следующим:
- на линии строки,
- выше линии строки,
- ниже линии строки,
- параллельно линии строки,
- опускающееся,
- поднимающееся,
- смешанное.
На линии строки | Выше линии строки | Ниже линии строки | |
Параллельно линии строки | Опускающееся | Поднимающееся | Смешанное |
Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка
Выработанность почерка
Выработанность почерка — уровень овладения техникой письма, который проявляется в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми, скоординированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Его основными показателями служат
- координация движений,
- темп письма;
дополнительными —
- ритмическая структура нажима,
- строение почерка,
- степень совершенства системы движений.
Соответственно, в зависимости от степени выработанности различают:
1. Маловыработанный почерк — это несформировавшийся почерк, отражающий начальную стадию образования навыка письма и характеризующийся небольшой устойчивостью, медленным темпом, низкой координацией движений:
- Школьные (ученические), характерные для начального периода обучения письму.
- Практически маловыработанные — почерки лиц, прекративших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко. Такие почерки отличаются нестройностью и нечёткостью, содержат ярко выраженные признаки низкой координации движений, особенно неравномерности протяжённости, направления движений и размещения элементов текста.
2. Средневыработанный почерк — почерк с ещё не сформировавшимся письменно-двигательным навыком. Такие почерки характерны для лиц, у которых формирование письменно-двигательного навыка закончилось в школьный период.
3. Высоковыработанный почерк — почерк с высокой степенью координации движений, простым строением почерка с элементами упрощения или усложнения; как правило, с большим количеством смен направлений движений при выполнении знаков и высоким темпом выполнения письменных знаков. Степень связности движений в высоковыработанном почерке может быть средней, малой или большой.
В практике встречаются также промежуточные группы выработанности: выше средней и ниже средней.
Темп движений при письме
Темп движений при письме — признак почерка, отражающий время выполнения отдельных букв и рукописи в целом. Темпы письма делятся на два вида.
Первый из них — привычный, в свою очередь, подразделяется на:
- медленный,
- быстрый,
- средний.
Второй вид темпа письма — непривычный. Он может быть:
- замедленным,
- ускоренным,
- неравномерным.
Координация движений
Координация движений — признак почерка, отражающий согласованность (точность) движений пишущего лица, зависящую от степени и качества сформированности письменно-двигательного навыка. Координацию движений можно рассматривать применительно к двум группам движений:
- точность в соблюдении параметров движения (направления и протяжённости) при выполнении штрихов, элементов букв;
- точность в соблюдении параметров движения (направления, протяжённости, размещения и др.) при выполнении сочетаний букв, слов, фраз.
Строение почерка
Строение почерка по степени сложности отражает приближённость письменно-двигательного навыка к нормам прописей и по этому признаку почерк делится на три группы:
- простого строения,
- упрощённого,
- усложнённого.
Общие признаки почерка, характеризующие структуру движений по их траектории
Преобладающая форма движений
Наиболее распространённой является прямолинейно-дуговая форма движений, соответствующая нормам прописи. Отклонения от неё могут выражаться в следующих формах:
- угловатой,
- петлевой,
- овальной,
- ломаной,
- округлой,
- извилистой,
- дугообразно-петлевой.
Преобладающее направление движений
Преобладающее направление движений рассматривается в отношении элементов букв, выполняемых сгибательными движениями, и в отношении дугообразных элементов букв.
Направление движений при выполнении дугообразных элементов букв рассматривается как левоокружное ("и"-образное движение) и правоокружное ("п"-образное движение), обычно оно бывает смешанное (при равном проявлении как левоокружного, так и правоокружного направления движений).
Наклон
Наклон почерка определяется положением вертикальной оси большинства письменных знаков относительно линии строки письма:
- отсутствие наклона (вертикальное расположение штрихов),
- левонаклонные,
- правонаклонные (наклон вправо примерно на 65° и более),
- косые (наклон вправо менее 50°),
- смешанные,
- неустойчивые.
Отсутствие наклона | |
Правый | |
Левый | |
Смешанный |
Размер почерка
Размер почерка — протяжённость движений по вертикали. Размер почерка определяется относительно строчных букв и бывает:
- большой — более 4 мм;
- средний — от 2 до 4 мм;
- малый — до 2 мм;
- смешанный.
Разгон почерка
Разгон почерка — это отношение протяжённости по горизонтали к протяжённости по вертикали. Он может быть:
- большим — размер интервалов между основными элементами букв или буквами равен либо превышает их высоту,
- средним — размер интервалов между основными элементами букв и буквами составляет от 1/2 высоты до высоты букв,
- малым — когда размер интервалов между основными элементами букв и буквами равен 1/2 высоты и менее.
При диспропорции ширины букв и интервалов между ними (например, в случае если разгон средний, а расстановка широкая) отличительным признаком является расстановка знаков — соотношение протяжённости интервалов между буквами и ширины букв, которая подразделяется на:
- широкую — интервал между буквами превышает их ширину,
- узкую — интервал между буквами меньше половины их ширины.
Степень связности
Степень связности определяется количеством букв, выполненных без отрыва пишущего прибора от бумаги, и бывает:
- сплошная — непрерывно выполняются все буквы в словах;
- большая — когда непрерывно выполнены 6 и более букв;
- малая — непрерывно выполнены 4—5 букв в слове;
- отсутствующая — все буквы пишутся раздельно.
При анализе связанности должно отличаться слитное соединение от разновидности интервального соединения (примыкающего).
Степень и характер нажима
Степень и характер нажима — признак почерка, отражающий степень и характер затрачиваемых при письме усилий, реализуемых в вертикальной плоскости. Нажим проявляется в следующих показателях: ширине штриха и распределении плотности красителя. Характеризуется по трём параметрам:
- степени (силе),
- дифференцированности,
- стандартности.
Слабый | Средний | Сильный | Смешанный |
Дифференцированность нажима — наличие или отсутствие различий между степенью усилий при выполнении разных сгибательных и разгибательных движений — различается по двухчленной градации:
- дифференцированный,
- недифференцированный.
Частные признаки почерка
Частные признаки почерка — это характеристики, проявляющиеся при выполнении особенностей движений при написании отдельных знаков, элементов и частей элементов.
Сложность движений (строение) при выполнении букв
Этот признак включается в совокупность идентификационных признаков только в случаях выполнения элементов письменных знаков и знаков в целом или упрощёнными или усложнёнными движениями, т. е. в случаях выполнения букв и их элементов с отклонениями от установленных общепринятых прописей.
Сложность движений при выполнении букв бывает:
- простая,
- упрощённая,
- усложнённая.
Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов
Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов, как уже отмечалось, может быть прямолинейной и криволинейной.
Прямолинейные движения по траектории могут в сочетании образовывать
- углы,
- треугольники,
- ломаные линии.
Криволинейные движения по траектории подразделяются на
- извилистые,
- круги,
- овалы,
- дуги,
- петли.
Форма движений при написании строчных, подстрочных и надстрочных элементов письменных знаков, выполненных в соответствии с прописями прямолинейными движениями, может быть изменена на:
- угловатую,
- дуговую,
- извилистую,
- полуовальную,
- овальную.
В заключении эксперта требуется не только отметить совпадение или различие этого признака в сравниваемых почерках, но и расшифровать, какая именно форма движения отобразилась при выполнении и соединении письменных знаков.
Например, форма движений при выполнении: верхней части буквы «о» — угловатая; надстрочного элемента буквы «и» — петлевая; заключительной части второго элемента буквы «я» — прямолинейная; дополнительного элемента буквы «т» — извилистая; форма движений при соединении букв «ин» — дуговая и т. д.
Направление движений при выполнении письменных знаков и их элементов
Данный частный признак почерка эксперт всегда должен анализировать с учётом формы движений при выполнении определённых элементов.
Протяжённость движений при выполнении письменных знаков и их элементов
Этот частный признак почерка применяется для характеристики размерных особенностей движения при выполнении букв и элементов.
Например: «...установлены совпадения по следующим частным признакам почерка… протяжённости движений при выполнении: по вертикали буквы “з” — больше других букв, буквы “о” — меньше других букв, подстрочного элемента буквы “д” — в 2 раза больше строчного элемента; по горизонтали надстрочного дополнительного элемента буквы “т” — в 2 раза меньше ширины буквы...» и т. д.
Степень связности (непрерывности) или вид соединения движений при выполнении письменных знаков и их элементов
В зависимости от того, в какой плоскости — только горизонтальной или горизонтальной с последующим переносом руки в вертикальную плоскость (с отрывом пера от листа бумаги) — выполняются движения при образовании букв и их элементов, различают два вида соединений:
- слитный,
- интервальный.
Количество движений при выполнении письменных знаков и их элементов
Рассматриваемый признак имеет идентификационное значение только в том случае, если письменный знак выполняется большими или меньшими по количеству движениями в сравнении с существующими стандартными прописями.
Последовательность движений при выполнении элементов в письменных знаках
Идентификационное значение этот частный признак почерка приобретает только в том случае, когда нарушается последовательность выполнения элементов по сравнению с предусмотренными типовыми прописями.
Относительное размещение движений
Относительное размещение движений рассматривается в отношении точек начала и окончания, точек соединения и пересечения движений при выполнении письменных знаков и их элементов. Эти размещения движений анализируются относительно линии письма, других элементов и письменных знаков.